Главная » 2022 » Апрель » 4 » Почему Плутон перестал быть планетой
Почему Плутон перестал быть планетой

Почему Плутон перестал быть планетой и где находится девятая планета Солнечной системы

До 2006 года Плутон считался полноценной планетой Солнечной системы. Однако сегодня количество планет официально равно восьми. Почему разжаловали Плутон, и есть ли в нашей системе девятая планета?

76 лет считалось, что в Солнечной системе девять планет. Но с 2006 года их оказалось восемь. Что же случилось? И есть ли в нашей системе настоящая девятая планета?

В конце 19-го века астрономы выдвинули теорию о том, что в Солнечной системе должна быть еще одна планета. Такое предположение возникло на основании математических расчетов. Интересно, что на тот момент последней открытой планетой являлся Уран, и лишь через некоторое время был обнаружен Нептун. Однако астрономы были уверены в том, что существует еще одно небесное тело, которое они назвали «Планетой X».

Плутон был открыт в 1930 году астрономом Клайдом Томбо. Наличие планеты с такой орбитой предполагали еще в XIX веке, но наблюдать его удалось лишь в начале следующего столетия. Название планеты было дано по имени древнеримского бога подземного царства. Спутник Плутона, обнаруженный позже, получил название Харон — в честь перевозчика душ.

Плутон считался девятой планетой нашей звездной системы с момента открытия и до 2006 года, когда ученые пересмотрели свои взгляды на него. Официальная точка зрения о массе планеты Плутон, которая якобы была почти такой же, как и у Земли, была опровергнута. Лишить Плутон статуса планеты было решено после обнаружения нескольких небесных тел, сравнимых с ним по размерам — Цереры и Эриды. Так как Церера и Эрида не обладали всеми признаками настоящих планет. Например, не могли очистить свою орбиту от других небесных тел, их было решено отнести к разряду карликовых планет.

Цере́ра — ближайшая к Солнцу и наименьшая среди известных карликовых планет Солнечной системы. Расположена в поясе астероидов. Церера была открыта в 1801 году итальянским астрономом Джузеппе Пьяцци в Палермской астрономической обсерватории. Некоторое время Церера рассматривалась как полноценная планета Солнечной системы; в 1802 году она была классифицирована как астероид.
Эри́да — вторая по размеру после Плутона, самая массивная и наиболее далёкая от Солнца карликовая планета Солнечной системы. Ранее была известна под названием Зена (Ксена). Относится к транснептуновым объектам, плутоидам. До XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза (МАС) Эрида претендовала на статус десятой планеты. Однако 24 августа 2006 года МАС утвердил определение классической планеты, которому Эрида, как и Плутон, не соответствует.

Однако, у Плутона есть атмосфера и даже спутник Харон. Из-за этих двух признаков астрономы долго не решались лишить его статуса девятой планеты. К этому моменту астрономы начали открывать экзопланеты, поэтому ученым потребовалось дать четкое определение этого небесного тела. Ученые выделили три основных признака этих объектов: планета должна вращаться вокруг звезды, не являться спутником, быть достаточно массивной, чтобы приобрести форму, близкую к сферической, суметь очистить свои окрестности от других объектов, а также быть самым массивным телом в своем окружении.

Необычная орбита Плутона отличается от орбит остальных 8 планет с ярко выраженной овальной формой. В связи с этим движение карлика достаточно хаотичное. Астрономам сложно моделировать вращение Плутона, поскольку с каждым периодом его орбита постепенно сдвигается. Интересен факт, что Плутон, наряду с Венерой и Ураном, движется по часовой стрелке, а сутки на нем длятся около 6,3 земных суток. Для совершения одного оборота вокруг Солнца, Плутону требуется 248 земных года.

По последним критериям Плутон и не прошел в разряд планет — его масса составляет всего 7% от массы объектов пояса Койпера, где он находится. Это слишком мало, чтобы считать Плутон полноценной планетой. Однако, возможно, в нашей системе действительно есть девятый объект, который удовлетворяет всем этим параметрам. Обнаружить его пока не удалось, но анализ движения планет в нашей Солнечной системе показывает, что в современных моделях не достает какой-то гравитационной силы.

Одна из теорий гласит, что эту гравитационную силу создает девятая планета, имеющая период обращения вокруг Солнца около 15 тысяч лет. Пока вокруг этой теории ведутся жаркие споры. В качестве альтернативного объяснения гравитационной аномалии предлагают даже черную дыру, но такой вариант кажется маловероятным. Другое объяснение состоит в том, что у астрономов просто мало наблюдательных данных, а отклонения орбит транснептуновых объектов можно объяснить и без введения девятой планеты.