Главная » 2018 » Июль » 27 » Астрономы выяснили, почему галактики «моргают»

Астрономы выяснили, почему галактики «моргают»

Астрономы выяснили, почему самые яркие галактики «моргают»

Группа ученых из Санкт-Петербургского государственного университета исследовала блазары – вид галактических ядер с самой большой энергией и светимостью. Астрономы проследили за самыми яркими черными дырами во Вселенной и выяснили, почему они периодически «моргают», понижая или повышая яркость. Их выводы были представлены в журналах MNRAS и Astrophysical Journal, сообщает портал новостей.

Квазары представляют собой сверхмассивные черные дыры в центрах далеких галактик, которые активно поглощают материю и «выплевывают» часть ее в виде узких пучков материи, разогнанных до околосветовых скоростей, и выделяемых ими потоков энергии, чья светимость в десятки и сотни миллионов раз превышает яркость Солнца.

Космические лампады

Если квазар повернут к нам «лицом», то тогда он становится особенно ярким для наблюдателей на Земле, из-за чего такие объекты часто называют «блазарами». Яркость блазаров периодически резко меняется, причины чего оставались загадкой и предметом споров среди ученых в последние годы.

Блазары – это космические объекты, находящиеся в центрах галактик. Они являются мощными источниками излучения во всем диапазоне электромагнитного спектра. Еще одна отличительная особенность блазаров – изменение интенсивности их излучения на различных длинах волн за очень короткий промежуток времени (от нескольких дней до нескольких часов). Объяснение этому явлению до сих пор не найдено.

Кирилл Соколовский из Астрокосмического центра ФИАН в Москве, а также ученые из НАСА, Санкт-Петербурга, Крымской обсерватории и МГУ, приблизились к решению этой загадки, наблюдая за одним из самых ярких и известных блазаров, галактикой 3C 279 в созвездии Девы, и еще одним объектом, CTA-102, расположенным в созвездии Пегаса.

Астрономы выяснили, почему галактики «моргают»

Обе этих сверхмассивных черных дыры были открыты более 50 лет назад, и ученых достаточно давно привлекает то, что их яркость постоянно и очень сильно меняется во всех диапазонах электромагнитных волн. Недавно и тот, и другой блазар пережили несколько вспышек активности, наблюдения за которыми помогли Соколовскому и его коллегам приблизиться к пониманию их сути.

Как объясняют астрофизики, сегодня ученые придерживаются двух основных гипотез, объясняющих вариации в силе свечения блазаров.

Часть из них предполагает, что эти «моргания» связаны с тем, что нити выбросов квазаров не стоят на месте, а периодически сдвигаются в стороны, что делает их менее яркими. Другие астрофизики считают, что повышения и понижения яркости связаны с внутренними процессами внутри этих «плевков» черных дыр.

Российские и зарубежные ученые нашли свидетельства в пользу первой группы теорий, сравнив то, как менялась яркость 3C 279 и CTA-102 в оптическом, гамма и радиодиапазонах во время периодов спокойствия и высокой активности. Для этого ученые использовали орбитальные телескопы «Ферми» и Swift, а также ряд наземных радиообсерваторий.

Маяки Вселенной

Эти наблюдения показали, что изменения в яркости квазара в этих диапазонах происходили не одновременно, а с некоторой задержкой. К примеру, он становился более заметным для радиотелескопов и инфракрасных обсерваторий на несколько часов позже, чем аналогичные события происходили в оптическом и гамма-диапазонах.

Подобное поведение блазаров, а также изменения в структуре их выбросов, как предполагают астрофизики, говорят о том, что их яркость меняется не под действием внутренних процессов внутри их выбросов, а в результате изменения его структуры и положения в пространстве.

Как предполагают Соколовский и его коллеги, «плевки» 3C 279 и CTA-102 похожи по своей форме не на прямую линию, а на спираль или какую-то другую закрученную структуру, изменения в положении которой заметно влияют на то, насколько ярким квазар будет казаться наблюдателям на Земле.

С другой стороны, астрономы не исключают того, что существуют и другие механизмы, объясняющие часть «морганий» квазаров. К примеру, во время наблюдений за 3C 279 они зафиксировали возможные следы существования ударных волн внутри его выбросов, которые могут разрывать эту спираль и выбрасывать часть ее материи в окружающий космос.

Блазары являются активными ядрами галактик, и поэтому механизмы их образования оказываются неразрывно связаны. Как надеются авторы статьи, дальнейшие наблюдения, которые российские ученые ведут при поддержке Российского научного фонда, помогут найти однозначный ответ на этот вопрос. Это, в свою очередь, поможет астрономам понять, какую роль черные дыры играют в формировании и эволюции галактик.

Просмотров: 218 | Добавил: Tatika | Теги: галактики, дыры, новости, черные, квазары, блазары | Рейтинг: 5.0/1