Главная » 2020 » Август » 27 » Быстрый радиовсплеск «включился» по предсказанному расписанию
Быстрый радиовсплеск «включился» по предсказанному расписанию

Повторный быстрый радиовсплеск FRB 121102 демонстрирует циклическую активность продолжительностью около 160 дней

Одним из самых таинственных явлений, в которых астрономы пробуют разобраться сегодня, выступают быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) — короткие, часто до миллисекунды, но исключительно мощные импульсы, впервые замеченные лишь в 2000-х. С тех пор зарегистрированы многие десятки таких событий, а гипотез, которые пробуют объяснить их природу, выдвинуто ненамного меньше: FRB связывают и с ядрами галактик, и с нейтронными звездами, и, конечно, с активностью инопланетной цивилизации.

Как правило, такие события одиночны, и лишь редкие из быстрых радиовсплесков повторяются, появляясь в одном и том же участке неба. Несколько лет назад это позволило локализовать источник FRB 121102 — им оказалась туманность с активным звездообразованием, расположенная на расстоянии порядка трех миллиардов световых лет. За несколько лет, прошедших с первого обнаружения этого всплеска, он успел вспыхнуть несколько раз, и астрономы заподозрили, что FRB 121102 «работает» по циклу продолжительностью 157 дней, из которых 67 дней остается неактивным, а затем проявляется снова.

По этим данным, текущий цикл активности FRB 121102 должен продолжаться примерно с 2 июня по 28 августа 2020 года, и астрономы внимательно следят за поведением этого всплеска. И действительно, 17 августа ученые из китайской Национальной астрономической обсерватории зафиксировали сразу 12 вспышек FRB 121102. В заметке, представленной в нерецензируемом The Astronomer’s Telegram, они отмечают, что, по их расчетам, периодичность всплеска составляет около 156 дней.

Альтернативные результаты представили ученые из Института радиоастрономии Общества имени Макса Планка. Статья Мэрилин Крюсиз (Marilyn Cruces) и ее коллег опубликована в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org: в ней говорится о цикле продолжительностью уже 161 день. По словам авторов, текущий период активности FRB 121102 начался около 9 июля и завершится 14 октября 2020-го. Так или иначе, в начале сентября FRB 121102 должен перейти к неактивной фазе цикла. «Если источник продолжит излучать и после этого времени, — пишут китайские ученые, — это может говорить о том, что периодичности в его развитии нет».

Поведение FRB 121102 требует дальнейших наблюдений, которые позволят уточнить периодичность FRB 121102 и еще немного приблизят нас к решению загадки быстрых радиовсплесков. Его периодичность может говорить о том, что FRB возникает в двойной системе массивных тел, а длительность цикла способна указать на их природу. Период обращения в сотни дней могут иметь, например, рентгеновские двойные, включающие массивную нейтронную звезду или даже черную дыру.

Впервые быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) были замечены в 2007 г. единичные импульсы, краткие, но несущие огромную энергию. Однако признанного объяснения они не получили до сих пор. Неизвестен и их источник: он может располагаться и в нашей Галактике, и за ее пределами, и даже на Земле, создаваясь техническими устройствами.

Затрудняет изучение то, что FRB слишком кратковременны и непредсказуемы, так что до сих пор удалось заметить лишь около 25 таких событий. Повторно же наблюдали и вовсе единственный быстрый радиовсплеск, FRB 121102, зарегистрированный в 2012 г., а затем в 2015 и 2016 гг. Все это привлекло к FRB 121102 особое внимание и позволило дать несколько вариантов его источника: активное ядро карликовой галактики в 3 млрд световых лет от нас, либо двойная система нейтронной звезды и остатков сверхновой.

Мониторингом FRB заняты и астрономы, работающие по проекту Breakthrough Listen и использующие целый ряд крупных радиотелескопов, включая 100-метровый Green Bank, самый большой в мире телескоп с поворотной параболической антенной. Главной целью проекта является поиск внеземной жизни, однако недавно ученым Breakthrough Listen удалось зарегистрировать серию из сразу 15-ти новых вспышек FRB 121102 продолжительностью около 300 микросекунд каждая. Об этом сообщает пресс-служба Калифорнийского университета в Беркли.

Странным оказалось то, что частота всплесков была примерно вдвое выше, чем предыдущие импульсы FRB 121102. Возможно, это облегчит наблюдения за следующими вспышками 121102 и поможет, наконец, раскрыть загадку быстрых радиовсплесков.

Просмотров: 184 | Добавил: Tatika | Теги: радиовсплески, быстрые, новости, всплески | Рейтинг: 1.0/1