Главная » 2017 » Август » 19 » Чёрные дыры пожирают «галактики-медузы» изнутри

Астрономы: Чёрные дыры пожирают "галактики-медузы" изнутри

В нескольких галактиках, имеющих форму медуз, наблюдаются активные сверхмассивные чёрные дыры, хотя в теории ничего такого там не должно быть. Почему чёрные дыры продолжают пожирать вещество именно этих галактик — пока неясно, нужен достаточный наблюдательный материал для интерпретации загадочного явления.

Итальянские астрономы, используя массив спектрометров MUSE на Очень большом телескопе в Европейской южной обсерватории (Чили), обнаружили пять галактик-медуз с активными сверхмассивными чёрными дырами в центре. Необычная активность чёрных дыр выражается в поглощении ими материи и отбрасывании её излишков в виде релятивистских струй. Ранее считалось, что галактики-медузы не могут иметь активных ЧД в центре. Соответствующая статья опубликована в Nature.

Галактиками-медузами называют эллипсоидные (округлые) галактики, у которых есть "щупальца" — гигантские рукава, насыщенные газом и образующимися в них новыми звёздами. "Медузы" образуются тогда, когда обычная, спиральная галактика внезапно попадает в галактическое скопление, где сталкивается с облаками горячего газа. От этого они начинают терять свою нормальную структуру, захватывать из межгалактического пространства окружающий их газ и "выбрасывать щупальца", состоящие главным образом из захваченной материи.

Особенность этих галактик состоит в том, что, теряя свою структуру, они одновременно теряют и холодный газ. Горячий же газ слабо склонен концентрироваться в центральных областях галактик. Поэтому находящаяся в центре каждой галактики сверхмассивная чёрная дыра в "медузах", как правило, ведёт себя спокойно — ей просто нечего поглощать.

Однако, как показали новые наблюдения, в центрах галактик-медуз JW100, JO135, JO201, JO204 и JO206 всё совсем не так. Там находятся крупные сверхмассивные чёрные дыры, интенсивно поглощающие большие количества материи и выбрасывающие "лишнее" вещество в виде релятивистских струй. Так называют струи плазмы, имеющие близкую к световой скорость.

Чёрные дыры пожирают «галактики-медузы» изнутри

Ранее астрономами было обнаружено, что шесть из семи галактик — медуз в исследовании, имеют в центре активную сверхмассивную черную дыру, питающуюся окружающим газом. Эта доля неожиданно высока — вообще среди галактик доля меньше, чем одна десятая.

«Эта прочная связь между давлением и активными черными дырами не была предсказана и никогда ранее не сообщалась», — сказал руководитель команды Бьянка Погьянти из INAF-Астрономической обсерватории Падуи в Италии. «Кажется, что центральная черная дыра кормится, потому что часть газа, а не удаляется, а достигает центра галактики».

Многолетний вопрос заключается в том, что активна лишь небольшая часть сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Сверхмассивные черные дыры присутствуют почти во всех галактиках, так почему же только несколько из них поглощают материю и ярко светят? Эти необычные результаты показывает ранее неизвестный механизм, с помощью которого можно объяснить как «питаются» черные дыры.

Текущие наблюдения являются частью гораздо более обширного изучения многих других галактик — медуз, которое в настоящее время ведутся.

«Это исследование, когда оно будет завершено, покажет, сколько, и какие газообразные галактики, входящие в кластеры, проходят через период повышенной активности в своих ядрах», — заключает Погьянти. «Многолетняя загадка астрономии заключалась в том, чтобы понять, как формируются и изменяются галактики в нашей расширяющейся и эволюционирующей Вселенной. Галактики — медузы являются ключом к пониманию эволюции галактик, поскольку они являются галактиками, пойманными в середине драматической трансформации».

Почему чёрные дыры продолжают пожирать вещество именно этих пяти галактик — пока неясно. Хотя астрономы и предполагают, что это может быть связано с захватом холодного газа из соседних галактик, точных данных по поводу такого захвата на данный момент нет. Исследователи планируют продолжить наблюдения и выяснить, встречается ли такая аномалия в других галактиках-медузах. Если это так, то у них появится достаточный наблюдательный материал для интерпретации загадочного явления.

Чёрные дыры пожирают «галактики-медузы» изнутри

Весной текущего года при помощи инструмента Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) астрономам посчастливилось обнаружить новую эллиптическую галактику, по форме напоминающую медузу, в скоплении галактик Абель 2670. Эта вновь обнаруженная галактика демонстрировала с одной стороны зрелищные хвосты из газа и молодых звезд, которые указывают на проявление эффекта, известного как «приливное обдирание».

Так называемые «галактики-медузы» представляют собой галактики, в глубокой степени подвергшиеся приливному обдиранию и демонстрирующие «щупальца» из материи, которые делают такие галактики похожими на медуз. Когда галактика падает в гало массивного скопления галактик, она испытывает приливное обдирание, двигаясь в межгалактическом пространстве внутри скопления.

Приливное обдирание приводит к потере галактикой газа и формированию в ней звездообразовательных хвостов и облаков.

Хотя эллиптические галактики испытывают действие приливного обдирания при движении сквозь межгалактическую среду внутри скопления галактик, однако воздействие это, как правило, относительно невелико, поскольку они бедны газом и в них почти не протекают процессы звездообразования. Стоит отметить, что структуры, напоминающие по форме медузу, не были зафиксированы ранее в эллиптических галактиках. Поэтому это новое исследование представляет большой интерес для исследователей, изучающих морфологию таких галактик.

Согласно авторам статьи такое необычное для эллиптической галактики поведение может быть связано с тем, что обнаруженная ими галактика недавно испытала столкновение, в результате которого «заполучила» наблюдаемые газовые и звездообразовательные нити и облака.

Источники: новости от LIFE и ASTRONEWS