Главная » 2020 » Март » 26 » Как мутирует новый коронавирус
Как мутирует новый коронавирус

Как мутирует новый коронавирус и станет ли он опаснее со временем?

Мир узнал о существовании SARS-CoV-2 только три месяца назад, но ученые уже сделали некоторые предположения о том, откуда он взялся и почему так агрессивно себя ведет. Одна из немногих хороших новостей на фоне бушующей пандемии заключается в том, что по своей природе отдельные коронавирусы уничтожить легко.

Каждая вирусная частица состоит из небольшого набора генов, заключенного в жировую оболочку, которую легко уничтожить мылом – 20 секунд тщательного мытья рук и вируса как не бывало. Также результаты многочисленных исследований показали, что новый коронавирус выживает не более одного дня на картоне и около двух-трех дней на металлических поверхностях и пластике. Иными словами, CoVID-19 – это паразит, которому нужны хозяева чтобы жить и размножаться. Но может ли он мутировать и если да, то как?

Новый коронавирус – загадка для ученых

В нашем специальном материале, посвященном одному из важнейших научных открытий 2020 года – доказательству естественного происхождения нового коронавируса – мы подробно рассказывали о том, как вирус попадает в организм хозяина. По своей форме коронавирус – это шар с шипами (той самой короной), которые распознают и прикрепляются к белку под названием ACE2, который находится на поверхности наших клеток. Именно этот контакт – первый шаг к развитию заболевания. Аккуратные и точные контуры шипов SARS-CoV-2 позволяют вирусу гораздо сильнее прилипать к ACE2, чем его ближайшим родственникам SARS и MERS. Сегодня исследователи не исключают, что это действительно имеет решающее значение при передаче коронавируса от человека к человеку.

Есть еще одна важная особенность. Шипы коронавируса не только определяют внешнюю поверхность клеток, но и “взламывают” их, успешно пробираясь внутрь. По мнению ученых, как пишет The Atlantic, это – одна из наиболее необычных характеристик нового вируса. Однако именно она может означать, что дальнейших мутаций может и не быть.

Например, большинство респираторных вирусов имеют тенденцию заражать либо верхние, либо нижние дыхательные пути. Как правило, инфекция верхних дыхательных путей распространяется легче, но протекает мягче, в то время как инфекция нижних дыхательных путей труднее передается, но переносится тяжелее. Новый коронавирус, по-видимому, заражает как верхние, так и нижние дыхательные пути. Этот двойной удар может также объяснить, почему вирус распространяется между людьми до появления симптомов: новый коронавирус передается пока находится в верхних дыхательных путях, а когда опускается в нижние, развивается пневмония. Однако большая часть биологии SARS-CoV-2 до сих пор остается загадкой.

Как изменился и изменится ли CoVID-19?

С начала пандемии вирус не претерпел никаких существенных изменений. Он мутирует так же, как и все вирусы. Но из 100 с лишним мутаций, которые были задокументированы, ни одна не стала доминирующей. Вирус удивительно стабилен, учитывая, сколько случаев передачи мы наблюдаем сегодня. При этом никакого эволюционного давления на вирус нет – он и так превосходно передается. Но это не значит, что CoVID-19 не будет мутировать. Так, в нескольких образцах вируса SARS-CoV-2, выделенных у инфицированных жителей Сингапура, отсутствует часть генов, которые также исчезли из SARS – тяжелый острый респираторный синдром – на более поздних стадиях его эпидемии в 2003 году. Однако причины, по которым некоторые коронавирусы смертельны, а другие нет, остаются неясными.

Как правило, большинство вирусов с которыми человечество хорошо знакомо, преследуют одну и ту же цель – размножаться как можно эффективнее. Так, смерть инфицированного хозяина не приносит вирусу ничего, кроме поражения – вирус погибает вместе с носителем. Причиной смерти является иммунный ответ организма – иногда иммунитет так агрессивно борется с возбудителем инфекции, что это приводит к повреждению здоровых тканей. Грубо говоря, иммунитет становится намного опаснее самого вируса. По мнению Акико Ивасаки из Йельской медицинской школы, любому вирусу нужно время, чтобы адаптироваться к новому хозяину. Когда вирусы впервые испытывают нас, они не знают, что делают, а потому склонны вызывать необычные реакции организма и становятся причиной смерти.

Мутирует ли новый коронавирус, тем временем, остается неизвестным. Учитывая скорость его распространения, его главная цель – размножение достигнута. Поэтому можно предположить, что CoVID-19 вряд ли мутирует в крайне опасный штамм с высокой летальностью. Скорее всего, спустя время и даже после изобретения вакцины SARS-CoV-2 никуда не денется. Многие ученые полагают, что вирус будет циркулировать среди популяции как обычные ОРВИ и сезонный грипп. Однако после того, как большая часть населения Земли переболеет CoVID-19, он больше не будет представлять такой опасности.

О пандемии нового коронавируса сегодня говорят все. Масштабы происходящего и надвигающийся финансовый кризис – серьезный повод для беспокойства. Никто не знает когда закончится пандемия, можно лишь делать прогнозы исходя из текущей ситуации. К сожалению, подобная неопределенность нередко приводит к появлению теорий заговора. Так, одна из самых популярных теорий гласит, что CoVID-19 изобрели в лаборатории злобные ученые и сделали это специально. На все заявления о том, что коронавирус имеет естественное происхождения многие реагируют практически с тем же недоверием, с каким относятся к изменению климата. Однако ученые доказали, что CoVID-19 появился естественным путем.

Доказательства естественной эволюции COVID-19

Ученые обнаружили, что часть RBD шиповидных белков SARS-CoV-2 эволюционировала, чтобы приспособиться к молекулярной особенности человеческих клеток, называемых ACE2 – это рецептор, который участвует в регуляции кровяного давления. Шиповидный белок SARS-CoV-2 оказался настолько эффективен в связывании человеческих клеток, что ученые пришли к выводу, что он является результатом естественного отбора, а не продуктом генной инженерии.

Полученные свидетельства естественного эволюционного процесса было подкреплено данными о об общей молекулярной структуре SARS-CoV-2 – его каркасе. Если бы кто-то хотел сконструировать новый коронавирус в качестве патогена, он создал бы его из каркаса вируса, который вызывает болезнь. Но ученые, проводившие исследование COVID-19, обнаружили, что каркас SARS-CoV-2 существенно отличается от каркаса уже известных коронавирусов и в основном напоминает родственные вирусы, обнаруженные у летучих мышей и панголинов.

Эти две особенности вируса, мутации в RBD-части шиповидного белка и его четкий каркас, исключают лабораторные манипуляции как потенциальное происхождение SARS-CoV-2, — пишут авторы исследования.

По материалам hi-news