Главная » 2020 » Ноябрь » 12 » Крысы-алкоголики помогли учёным найти спасение для печени
Крысы-алкоголики помогли учёным найти спасение для печени

Как крысы-алкоголики помогли учёным найти спасение для печени

Российские биологи обнаружили вещества, которые могут помочь при алкогольных поражениях печени. Таков результат эксперимента на «пьющих» крысах. Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Cells сотрудницами Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН Юлией Бабуриной, Ириной Одиноковой и Ольгой Крестининой.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление спиртными напитками ежегодно является причиной трёх миллионов смертей. Это более 5% всех случаев смерти и более 13% случаев смерти в возрасте 20–39 лет.

Чрезмерное употребление алкоголя может провоцировать более двух сотен нарушений в работе организма. Но прежде всего страдает печень – орган, отвечающий за обезвреживание и выведение из организма токсичных веществ. Именно поэтому российские биологи обратили на него особое внимание.

Экспериментаторы восемь недель кормили крыс пищей, содержащей 5% этанола. Контрольная группа грызунов получала точно такую же еду и в тех же количествах, но без алкоголя.

После этого учёные взяли пробы клеток из печени тех и других животных и выделили из них митохондрии. Известно, что этиловый спирт действует на эти «энергостанции клеток», нарушая их нормальную работу. Эти сбои в конечном итоге ведут к гибели клеток.

Исследователи вводили в митохондрии различные соединения и наблюдали, какой эффект они оказывают.

«В нашем исследовании эти вещества добавлялись непосредственно к выделенным митохондриям крыс в контрольной и "алкогольной" группах, после чего мы смотрели, как изменялось их функциональное состояние, уровни белков и другие параметры», – рассказывает первый автор статьи Юлия Бабурина.

Биологи обратили особое внимание на два вещества, известных своим воздействием на работу митохондрий: протопорфирин-IX и PK-11195.

Протопорфирин IX – это органическое соединение, играет важную роль в живых организмах в качестве предшественника других важных соединений, таких как гемоглобин и хлорофилл . Это твердое вещество глубокого цвета, не растворяющееся в основной воде. Протопорфирин IX широко распространён в природе как переносчик двухвалентных катионов, является основным компонентом в составе хлорофилла.

PK-11195 представляет собой изохинолинкарбоксамид, который селективно связывается с периферическим бензодиазепиновым рецептором (PBR). PK-11195 не только является маркером повреждения нейронов в моделях повреждения ЦНС на животных, но и успешно используется с методами визуализации мозга человека.

Оба эти соединения уже сейчас можно найти в составе лекарств от некоторых заболеваний. Однако их ещё никогда не использовали для лечения последствий алкогольной зависимости.

Экспериментаторы обнаружили, что эти соединения по-разному воздействуют на митохондрии здоровых крыс и грызунов, искусственно доведённых до алкоголизма. При этом действие протопорфирина-IX и PK-11195 на органеллы крыс-алкоголиков было благоприятным.

Правда, его биохимический механизм пока остаётся загадкой. Исследовательницы собираются изучить его в дальнейшем. Но уже сейчас можно начать разработку и испытания на животных новых лекарств от последствий алкогольной зависимости, основанных на открытом эффекте.