Главная » 2015 » Июль » 24 » На что астрономы потратят миллионы Юрия Мильнера
На что астрономы потратят миллионы Юрия Мильнера

Российский миллиардер Юрий Мильнер обещает выделить 100 миллионов долларов на приобретение времени использования лучших радиотелескопов планеты и разработку новых методов поиска радиосигналов внеземного происхождения. Почему бизнесмен решил потратить на это столько денег?

Далеко не все ученые уверены в том, что SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence — общее название проектов по поиску внеземного разума) движется в верном направлении. Некоторые вообще считают, что поиск радиосигналов из дальнего космоса лишен смысла. Сможет ли Мильнер как-то расширить узкие места SETI?

Кого мы ищем

Еще в 1950 году Энрико Ферми сформулировал забавный парадокс: по каким-то причинам инопланетяне, если они вообще есть, категорически не спешат контактировать с нами. Как только цивилизация овладевает хотя бы такими примитивными технологиями, как небольшие термоядерные бомбы, она в принципе приобретает способность заселить всю Галактику — для землян время такого заселения по консервативным оценкам не превысило бы 3,75 миллиона лет. Если мы сочтем такую колонизацию слишком дорогой, можно послать дешевые роботизированные зонды или просто отправить радиосигналы к другим звездным системам.

Как нам сегодня известно, большинство землеподобных планет во Вселенной образовались на пару миллиардов лет раньше нашей. Вроде бы это означает, что за прошедшие c Большого взрыва века наша система могла быть многократно колонизирована внеземными цивилизациями (ВЦ) — более тысячи раз, если учитывать только нашу галактику, и более миллиона раз, если брать в расчет и иногалактические цивилизации. Но никаких следов деятельности колонизаторов мы не видим, равно как и их космических зондов. Полвека наблюдений SETI свидетельствуют, что и избытка чужих радиосигналов вокруг нас незаметно.

«Я ничего не вижу, следовательно, только я и существую»

Десятки решений парадокса можно свести к трем основным точкам зрения. Первая, размахивая бритвой Оккама, утверждает: если мы не видим ВЦ, их не существует. Особенно популярна она была до массовых открытий экзопланет, когда ее сторонники ссылались на некогда модное в астрономии представление о чрезвычайной редкости формирования планет. В последние годы, когда выяснилось, что только в нашей Галактике могут быть десятки миллиардов землеподобных небесных тел в зоне обитаемости, голоса скептиков несколько поутихли. В тренде, скорее, позиция известного мусульманского богослова XII века: «Аргументы философов в пользу единственности мира слабы, это хрупкие аргументы, основанные на невнятных предпосылках».

Сейчас скептики организованно отошли на запасные рубежи. Если планеты оказались обычным делом, то вот жизнь на них, уверяют они, по неким пока неизвестным причинам больше нигде во Вселенной не возникла. Учитывая, что уже после 2018 года новые телескопы предоставят нам возможность анализа атмосфер ближайших землеподобных экзопланет, ждать проверки этого утверждения осталось не так уж долго.

«Мы ничего не видим, потому что плохо ищем»

Второй подход основан на том, что мы ищем инопланетян не там, где они есть, а, так сказать, под фонарем, потому что там светлее. Следы даже самой массовой колонизации Галактики могут быть не замечены нами потому, что мы невольно представляем ее как человеческую колонизацию. Другие разумные виды могут вообще не интересоваться планетами вокруг желтых карликов вроде Солнца. Помимо прочего, наша звезда достаточно быстро меняет светимость, и всего через миллиард лет сложная жизнь на Земле будет невозможна. Цивилизация, ответственно планирующая свое расселение, может быть не в восторге от необходимости в частых переездах и вполне способна выбрать систему красных карликов — гораздо более распространенных звезд, которые к тому же обеспечивают обитаемость своих планет на протяжении многих десятков миллиардов лет.

Просмотров: 1472 | Добавил: Tatika | Теги: сигнал, проект, новости, поиски, инопланетяне, планеты | Рейтинг: 0.0/0