Главная » 2018 » Октябрь » 4 » Найден участок ДНК, превращающий девочек в мальчиков
Найден участок ДНК, превращающий девочек в мальчиков

Генетики обнаружили участок ДНК, выключение которого не позволяет организму стать мужской особью. Сейчас он исследован только у мышей. Открытие поможет объяснить феномен женских организмов с мужским набором хромосом и позволит разобраться с похожими механизмами возникновения многих заболеваний. Исследование опубликовано в журнале Science.

В первые недели жизни у эмбрионов большинства млекопитающих активны только гены на «женской» X-хромосоме, в то время как «мужская» Y-хромосома включается позже. Если она так и не активируется, то все эмбрионы превратятся в самок. За частичное подавление женских черт и развитие мужских отвечает ген SRY на Y-хромосоме. Он косвенно активизирует другой ген — Sox9, который отвечает непосредственно за формирование мужской половых органов. Биологи знали, что в этом процессе участвует один или несколько энхансеров — участков ДНК вне генов, котрые не кодируют белки, но служат для того, чтобы к ним прекреплялись считывающие генетическую информацию ферменты. В человеческом геноме около одного миллиона энхансеров, управляющих активностью 21 000 генов. Поэтому найти нужный участок ДНК достаточно трудно.

В новой работе генетики из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне применили несколько методов для поиска нужных энхансеров у эмбрионов мышей. Они нашли 16 кандидатов, а дальнейшие эксперименты позволили выделить из них один. Его длина — 557 нуклеотидов, он расположен в полумиллионе оснований от Sox9. Чтобы такой удаленный участок мог воздействовать на ген, в хромосоме образуется специальная петля. Отключение этого энхансера делало Sox9 менее активным, из-за чего все эмбрионы с подобным изменением превращались в самок вне зависимости от набора хромосом.

Помимо фундаментального значения, которое важно для того, чтобы выяснить механизмы определения пола у животных, работа также может быть полезна и в медицине. Примерно один из 5500 детей рождается с мужским набором хромосом, но без сформированных мужских половых органов. Сейчас причины этого нарушения развития удается установить менее чем в половине случаев.

«Этот энхансер так важен у мышей, что, скорее всего, значительно влияет и на развитие человека, — говорит руководитель коллектива авторов Робин Лоувелл-Бэдж. — Возможно, удастся применить полученные знания для того, чтобы понять и даже изменять функций половых органов [у людей]».

Незадолго до этих исследований ученым удалось обнаружить «кокаиновый» ген. Результаты экспериментов очень обнадеживающие для миллионов людей, склонных к наркозависимости.

Бельгийские ученые из Брюссельского свободного университета установили ген, вызывающий зависимость от кокаина. Об этом пишет журнал EMBO reports со ссылкой на главу исследовательской группы Альбана де Керкова.

По его словам, результаты экспериментов с мышью, лишенной данного гена, являются очень обнадеживающими для миллионов наркозависимых. Только в одной Европе их насчитывается порядка 15 млн человек, на лечение которых ежегодно уходит до 65 млрд евро.

«Мы установили ген, который отвечает за блокировку усиливающего эффекта наркотика, приводящего к желанию его повторного потребления и, как следствие, к зависимости», – сказал ученый.

Следующим этапом работы, сообщил он, станет достижение понимания того, как работает необычный ген, чтобы можно было перейти к экспериментам с лицами, страдающими наркозависимостью.

Ранее учеными из США был обнаружен ген, который подавляет тягу к алкоголю. Результаты исследований помогут создать новые методы лечения алкоголизма. Ученые надеются, что результаты их работы помогут создать новые методы лечения алкоголизма путем активизации комплекса генов, подавляющего тягу к спиртному. Также исследователям ранее удалось установить гены, которые, по всей видимости, связаны с сексуальной ориентацией. Обнаруженный ген влияет на развитие мозга, в частности гипоталамуса, а определенные варианты генов могут способствовать тому, что человек просто более честно и открыто рассказывает о себе.

Просмотров: 98 | Добавил: Tatika | Теги: ген, новости, Хромосомы, эмбрионы, ДНК | Рейтинг: 0.0/0