Главная » 2016 » Октябрь » 7 » Найдена гигантская «блуждающая» черная дыра

Найдена гигантская «блуждающая» черная дыра

Астрономы нашли гигантскую «блуждающую» черную дыру

Силами космической рентгеновской обсерватории «Чандра» астрономы обнаружили доказательства существования так называемых «блуждающих» черных дыр. Одну из представительниц этого класса ученые нашли в весьма удаленной от нас галактике. Что, следует отметить, весьма радует, так как столь нестабильный и непредсказуемый класс (до нынешнего момента известный лишь в теории) явно способен создать хаос по всей галактике.

Огромную черную дыру, обладающую массой в 100 000 раз больше, чем масса нашего Солнца, астрономы нашли примерно в 4,5 миллиарда световых лет. Ученые считают, что изначально эта «блуждающая» черная дыра находилась в центре более компактной галактики, но стала очень нестабильной после того, как эта компактная галактика слилась с более крупной. Теперь, став практически бездомной, она скитается на дальних рубежах новообразованной галактики.

Черные дыры – необычные объекты, обладающие настолько сильной гравитацией, что даже свет не способен избежать их притяжения, — бывают самых разных размеров. Компактные черные дыры, как правило, обладают диаметром около 20 километров, но при этом могут достигать массы, в 20 раз превышающей массу нашего Солнца. В классификацию массивных черных дыр (или черных дыр средней массы, как их еще называют), как правило, записывают черные дыры, чья масса превышает массу нашего Солнца от 100 до 100 000 раз. Самыми крупными же считаются сверхмассивные черные дыры. Их масса превышает массу Солнца от 100 тысяч до 10 миллиардов раз.

Обычно черные дыры среднего размера, а также сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах своих галактик, однако астрономы долгое время теоретизировали также и существование так называемых черных дыр «изгоев» — объектов, покинувших свои галактические центры в результате галактического слияния. В этом случае все звезды, галактическая пыль и газ из более компактной галактики смешиваются с такой же материей более крупной галактики. Как правило, такая же судьба ожидает и более компактные черные дыры, которые поглощаются более крупными.

Найдена гигантская «блуждающая» черная дыра

За все время наблюдений ученые уже находили несколько черных дыр «изгоев», но они не идут ни в какое сравнение с той, которую астрономы обнаружили совсем недавно. Да Чен Лин и его коллеги описали свою находку, обнаруженную в галактике GJ1417+52, на страницах журнала Astrophysical Journal.

Сами по себе черные дыры невидимы (помните, у них настолько мощное притяжение, что даже свет не может его избежать?), однако обнаружить их мы можем за счет тех последствий, которые они обязательно создают для своих соседей. В данном случае жертвой стала звезда, которая слишком близко приблизилась к черной дыре. Последняя разорвала ее буквально в клочья. Образовавшееся после звездной катастрофы облако раскаленного газа излучает невероятный объем рентгеновских лучей, которые и были пойманы астрономами на Земле с помощью космической обсерватории «Чандра» аэрокосмического агентства NASA и рентгеновской обсерваторией XMM-Newton Европейского космического агентства.

За счет своей экстремальной яркости такие объекты принято называть «гиперсветящимися источниками рентгеновского излучения». Его масса в 100 000 раз превышает массу Солнца. Это самый яркий из когда-либо наблюдавшихся рентгеновских источников излучения. Необычный объект, получивший название XJ1417+52, имеет протяженность 3,13 миллиона световых лет. Астрономы сейчас спорят на тему того, что находящаяся внутри него черная дыра раньше принадлежала более компактной галактике, которая со временем слилась с галактикой GJ1417+52.

К счастью, эта черная дыра находится слишком далеко от нас, чтобы стоило начать беспокоиться. Но некоторые ученые считают, что в нашем Млечном Пути имеются сотни таких сверхмассивных объектов. На данный момент в нашей галактике таких объектов никто не видел, но это совсем не означает, что их действительно здесь нет. И даже если они и есть, то, вероятнее всего, они не такие большие, как необычно массивный объект галактики GJ1417+52.

Просмотров: 624 | Добавил: Tatika | Теги: черные, Дыра, галактика, новости, учены, гравитация | Рейтинг: 0.0/0