Главная » 2020 » Август » 21 » NASA предупредило о магнитной аномалии над Землей
NASA предупредило о магнитной аномалии над Землей

Об аномалии в магнитном поле над Землей предупредило NASA

Сейчас аномалия не оказывает видимого воздействия на повседневную жизнь на Земле. Она наблюдается, в частности, над Южной Америкой. Из-за аномалии могут возникать сбои при получении данных со спутников, а также нарушаться работа бортовых компьютеров.

В магнитном поле Земли существует аномалия, из-за которой могут выходить из строя бортовые компьютеры и нарушаться порядок получения данных со спутников, сообщило NASA. Ученые назвали это явление Южно-Атлантической аномалией — она наблюдается над Южной Америкой и южной частью Атлантического океана.

Как пояснило NASA, магнитное поле Земли действует как щит, защищая планету от солнечных частиц. Однако в районе Южно-Атлантической аномалии действие щита необычайно слабое, что позволяет частицам ближе проникать к поверхности Земли. Испускаемое ими излучение может выводить из строя бортовые компьютеры и мешать сбору данных со спутников.

Сейчас аномалия не оказывает видимого воздействия на повседневную жизнь на Земле, однако наблюдения агентства показывают, что она расширяется в западном направлении, а действие щита продолжает ослабевать. Более того, область аномалии разделяется на две зоны, что создает дополнительные проблемы для спутниковых программ, сообщает NASA.

Изменит ли магнитное поле Земли свою полярность?

Магнитное поле Земли имеет форму, подобную той, которую имеет игрушечный стержневой магнит. Но есть очень важное отличие. Поле игрушечного магнита прочно закреплено в его твердом теле. И не изменяется со временем. Магнитное поле Земли, однако, может поменять свою конфигурацию. Меняется не только его сила, но и направление, которое имеет воображаемая ось между его полюсами. Создатели географических карт знают, что положение полюсов магнитного поля Земли все время меняется.

Геологи также постоянно отмечают перемещение магнитных полюсов. И могут даже определить их местоположение в далеком прошлом. Эту информацию можно получить при изучении магнитных пород. В тот момент, когда они застывали, они навсегда фиксировали своей структурой конфигурацию магнитного поля тех времен. И известные результаты подобных исследований просто удивительны. В наши дни северная точка компаса указывает на магнитный полюс в северном полушарии. Вот почему создатели компаса наносят букву «N» на кончик его намагниченной стрелки. Но поскольку противоположное притягивается, это означает, что магнитный полюс в северном полушарии на самом деле является южным магнитным полюсом!

С 1800-х годов Южный магнитный полюс Земли, который, как мы теперь знаем, находится в Северном полушарии, переместился более чем на 1100 километров. К 2030 году он фактически окажется прямо над географическим Северным полюсом. А в следующем столетии его можно будет обнаружить в северных районах Сибири! Ученые взволнованы этим фактом. И немного обеспокоены внезапным резким изменением местоположения магнитного полюса. Они беспокоятся о том, что глубоко в недрах Земли происходят какие-то не очень хорошие для нас процессы. И у них есть информация, что подобное происходило и раньше.

Полюса меняются местами

Геологи обнаружили, что магнитные полюса Земли не просто немного перемещаются. Они, на самом деле, время от времени меняются местами. Около 800 000 лет назад магнитные полюса Земли были противоположны тем, которые мы имеем сегодня. В те далекие времена компас в Северном полушарии указывал бы на Антарктиду. При изучении горных пород было установлено, что магнитное поле Земли меняло свою полярность сотни раз за последний миллиард лет. Еще более интересно то, что время между подобными магнитными инверсиями, а также их продолжительность сильно изменились. 70 миллионов лет назад, когда динозавры еще бродили по Земле, между магнитными переворотами проходило около миллиона лет. Каждое обращение длилось около 500 000 лет. 20 миллионов лет назад промежуток времени между инверсиями сократился до 330 000 лет. И каждое подобное событие длилось около 220 000 лет.

Сегодня время между инверсиями сократилось до всего лишь 200 000 лет. И каждая инверсия длится теперь около 100 000 лет. Но когда же произошло последнее изменение? Ученые считают, с момента последнего переворота полюсов прошло 730 000 лет. Но ведь это намного дольше, чем 200 000 лет, скажете вы! И на самом деле это выглядит очень странно! По какой-то необъяснимой причине это процесс внезапно остановился.

Однако сейчас смещение полюсов вызывает у ученых тревогу. Есть ли доказательства того, что мы движемся к этому состоянию? Ученые считают, что внезапное и быстрое изменение местоположения магнитного полюса является одним из признаков значительных изменений, которые начинают происходить. Другим знаком является фактическая сила магнитного поля Земли. Но почему же все так боятся этого события?

Чем это грозит?

Итак, что же произойдет, когда магнитное поле Земли поменяет полярность?

Окаменелости и другие геологические записи говорят о том, что вроде бы ничего страшного не случится. Последняя инверсия полюсов, как уже говорилось выше, произошла около 730 000 лет назад. Эти времена палеонтологи называют эпохой среднего плейстоцена (от 100 000 до 1 миллиона лет назад). Ископаемые окаменелости говорят о том, что в эту эпоху не произошло никаких серьезных изменений в жизни растений и животных. Похоже, что гораздо большее влияние на жизнь растений и животных оказали плейстоценовые ледниковые периоды. Именно в эту эпоху появились первые холодоустойчивые формы жизни. Такие, например, как шерстистые мамонты.

Поэтому все не так страшно. Даже если магнитное поле Земли претерпит инверсию, это вряд  ли будет угрожать жизни на нашей планете. Ее биосфера никуда не исчезнет. Страшные космические излучения не вызовут ужасных мутаций. Океанские приливы не опустошат прибрежные районы. И, конечно же, не будет никакой повышенной вулканической активности, которая приведет к глобальному потеплению.

Ничего страшного

А как же птицы? Ведь они и некоторые другие животные используют магнитное поле Земли для навигации! Да, это так. Но у всех этих животных есть и резервные навигационные системы. Например, обыкновенное зрение. И умение ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

Да, магнитное поле Земли хорошо защищает нас от космических лучей. Поэтому потеря этого щита может показаться большой проблемой. Но на самом деле его значение сильно переоценено. Космические лучи состоят в основном из быстро движущихся частиц вещества. Таких, как электроны, протоны и ядра некоторых атомов. Наша атмосфера на самом деле является гораздо лучшим щитом от космического излучения, чем магнитное поле Земли. Потеря магнитного поля во время его переворота лишь немного увеличит естественное воздействие радиационного фона на Землю. Возможно, не более чем на 10%. В долгосрочной перспективе это, конечно, может отразится на здоровье землян. Однако человечеству в целом ничего не угрожает.