Главная » 2021 » Март » 5 » Новая гипотеза ученых о зарождении черных дыр
Новая гипотеза ученых о зарождении черных дыр

Сверхмассивные черные дыры могут зарождаться из темной материи

Новая гипотеза объясняет появление сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной коллапсом гало темной материи. Кроме того, обнаружена уникальная экзопланета, которая поможет исследовать атмосферы других миров.

Формирование сверхмассивных черных дыр остается одной из нерешенных загадок астрофизики. Такие объекты могут набирать миллионы и миллиарды масс Солнца, что требует немалого времени. Однако известны сверхмассивные черные дыры, появившиеся менее миллиарда лет спустя после Большого взрыва. Выдвигаются разные гипотезы, объясняющие их ускоренное образование: например, без исходной звезды, за счет коллапса плотных скоплений газа и пыли.

Новую идею предложила команда европейских и южноамериканских астрономов, статья которых опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Авторы обратили внимание на то, что большая часть массы галактик приходится на загадочную темную материю, которая не проявляет себя никак, помимо гравитации, действующей на обычное вещество.

Разреженное гало темной материи окружает галактики, а ближе к центру ее концентрация нарастает. Ученые предполагают, что здесь она может формировать стабильное «ядро», и если плотность темной материи достаточно велика, способна коллапсировать с образованием черной дыры. По оценкам Карлоса Аргуэльеса (Carlos Argüelles) и его коллег, такой процесс должен развиваться куда быстрее, чем в традиционных моделях, и мог привести к появлению сверхмассивных черных дыр уже в молодой Вселенной.

Тем временем, возле красного карлика совсем недалеко от Солнца обнаружилась необычная землеподобная планета, сохранившая свою атмосферу. Эта уникальная экзопланета поможет исследовать атмосферы других миров.

Экзопланета Gliese 486 b может стать невероятной удачей для науки. Она лишь немногим крупнее Земли: в 1,3 раза больше в диаметре и в 2,8 раза — по массе. Gliese 486 b вращается вокруг красного карлика по очень короткой орбите, делая полный оборот менее чем за 1,5 земных суток, и от нас находится не слишком далеко, в 26,8 светового года. Это делает ее третьей по удаленности «транзитирующей» планетой, регулярно проходящей между нами и своей звездой, и первой — для звезд с установленной массой.

Gliese 486 b была открыта международной командой ученых во главе с Трифоном Трифоновым (Trifon Trifonov) из Института астрономии Общества Макса Планка. В статье, опубликованной в журнале Science, ученые пишут о находке и дают первое описание экзопланеты, отмечая, что она не только имеет твердую поверхность, но и окружена атмосферой, которая может оказаться доступной для изучения нашими телескопами. Каждая такая возможность пока остается уникальной.

Авторы использовали данные космических телескопов Kepler и TESS. Они проанализировали наблюдения примерно 350 красных карликов — небольших и тусклых звезд, которые считаются самыми распространенными в Галактике. В ходе этой работы ученые обнаружили уникальную экзопланету Gliese 486 b. В отличие от большинства таких миров, температура на ней составляет всего 430 °С, что позволяет существовать твердой поверхности. Судя по всему, состав планеты близок к составу Земли и Венеры.

По материалам  naked-science