Главная » 2021 » Ноябрь » 8 » Обнаружен первый кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики
Обнаружен первый кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики

Обнаружен первый возможный кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики

Астрономы впервые зафиксировали предполагаемую экзопланету за пределами Млечного Пути. Пока подобные планеты находили лишь в нашей Галактике и почти всегда на расстоянии не более трех тысяч световых лет от Земли. Кроме того, ИИ научился искать места происхождения марсианских метеоритов.

Кандидат в экзопланету находится в галактике Водоворот, или М51, в 28 миллионах световых лет от нас. Наблюдения провели при помощи рентгеновского космического телескопа «Чандра», их результаты ученые из Смитсоновской астрофизической обсерватории (США) опубликовали в журнале Nature Astronomy. Также об исследовании сообщает NASA.

Что именно увидели астрономы, до конца не ясно. Однако они подозревают, что это именно экзопланета. Ее обнаружили во время так называемого транзитного события — в тот момент, когда она проходит мимо своей звезды и загораживает часть света от последней. Яркость звезды падает, и ученые фиксируют прохождение крупного тела. В описываемом случае речь идет о рентгеновском источнике M51-ULS-1, который может быть как нейтронной звездой, так и черной дырой, притягивающей к себе газ от расположенного рядом компаньона — звезды в 20 раз массивнее Солнца.

Немногим ранее были Обнаружены следы вулканической активности Луны всего два миллиарда лет назад. Китайская миссия «Чанъэ-5», доставившая в прошлом году образцы лунного грунта на Землю, позволила ученым узнать больше о вулканической активности нашего спутника. Оказалось, вулканы на Луне извергались гораздо дольше, чем предполагали.

То, что на Луне, вероятно, извергались вулканы, известно давно. Однако считалось, что это происходило 2,8-2,9 миллиарда лет назад. Есть, правда, мнение, что вулканы спутника Земли были «живы» еще один миллиард лет назад, но стопроцентных доказательств этому нет.

Ученые из Китайской академии наук и Университета Сунь Ятсена (Китай) проанализировали 47 образцов реголита, доставленного на Землю аппаратом «Чанъэ-5» в декабре прошлого года, и пришли к выводу, что правда, как водится, может быть где-то посередине. Работа опубликована в журнале Nature.

Лунный базальт, согласно их радиометрическому датированию, сформировался около 2,03 миллиарда лет назад. Значит, в то время спутник нашей планеты был вулканически активным, то есть вулканы на нем извергались на 800-900 миллионов лет позже, чем считалось.

Тем временем, ИИ научился искать места происхождения марсианских метеоритов. Это поможет в мониторинге стихийных бедствий на Земле

Марсианские метеориты известны давно, но, кроме общих сведений о геологических особенностях Красной планеты, узнать с их помощью мы все равно ничего не можем. Потому что непонятно, откуда конкретно их выбило более крупным небесным объектом несколько миллионов лет назад. Теперь ученые смогли решить эту проблему, и сразу же старые образцы буквально заиграли новыми красками.

Миссия Mars Sample Return, если все пойдет по плану, принесет на Землю пробирки с тщательно отобранным марсианским грунтом не раньше 2031 года. Но в распоряжении исследователей уже есть многие килограммы, если не центнеры, подходящих для изучения образцов пород с Марса. Это метеориты, представляющие собой камни, выброшенные в космос в результате столкновения массивного тела с Красной планетой и долетевшие до нас. Одна беда: без понимания хотя бы региона происхождения, не говоря уже о конкретном месте на поверхности Марса, такие объекты предоставляют не слишком много полезной информации.

Иными словами, их исследования позволяют обрисовать геологическую историю Красной планеты только самыми общими мазками. Тем не менее сотрудники Университета Кертин (Австралия) при участии специалистов из университетов Феликса-Уфуэ-Буаньи (Кот-д’Ивуар) и Тулузского федерального (Франция) нашли способ уточнить необходимые данные — определить, откуда именно астероиды выбили камни, ставшие марсианскими метеоритами. Научную работу с результатами своих изысканий они опубликовали в журнале Nature Communications.

Обнаружен первый кандидат в экзопланеты за пределами нашей Галактики

Полученная в результате работы ИИ карта распределения кратеров диаметром менее 300 метров на поверхности Марса. Всего нейросеть обнаружила без малого 90 миллионов следов импактных событий на снимках. Красный канал отражает объекты размером 150-300 метров, зеленый — 75-150 метров, а синий — 25-75 метров. Пунктирной линией выделены провинция Фарсида (слева) и равнина Элизий, два крупнейших вулканических региона Красной планеты. Ромбы — 19 кратеров-кандидатов в источники марсианских метеоритов, а отметки 5 и 3 (зеленые ромбы) — наиболее вероятные варианты, кратеры Тутинг и 09-00015.

Идея ученых-планетологов заключается в следующем. Чтобы какая-то часть выброшенного в результате падения метеорита материала приобрела вторую космическую скорость, столкновение должно быть не слабее определенного предела. Причем, если добавить в уравнение массу марсианских обломков, добравшихся до Земли в более-менее сохранном виде, вышеупомянутый предел должен быть еще немного повыше. В итоге круг искомых кратеров на Красной планете сузился до сравнительно небольшой группы — их диаметр равен или превышает три километра. К тому же далеко не весь выброшенный при ударе материал улетает в космос: большая его часть падает обратно на поверхность, формируя вторичные кратеры диаметром в два-пять процентов от первичного.

То есть импактное событие, которое породило марсианские метеориты, долетевшие до Земли, оставит на Красной планете вполне характерный след: сравнительно большой кратер с веером вторичных воронок вокруг. Они образуются при любых падениях небесных тел на планету или ее спутник, но в данном случае вторичные кратеры важны сразу для двух целей. Во-первых, определив их размеры и количество, можно уточнить мощность столкновения астероида с Марсом. А во-вторых, оценивая скорость эрозии большого количества появившихся практически одновременно кратеров, получится точнее установить их возраст.

По материалам naked-science.ru