Главная » 2017 » Ноябрь » 13 » Обнаружена звезда, которая взорвалась дважды

Звезда взорвалась, выжила и снова взорвалась через 60 лет

Международная команда астрономов, возглавляемая Университетом Карнеги (США), обнаружила звезду, которая несколько раз взрывалась в течение 60 лет. Исследование, опубликованное в Nature, разрушило текущие представления о финале звездной жизни.

В сентябре 2014 года команда астрономов из группы Palomar Transient Factory обнаружила на небе новый взрыв iPTF14hls. Свет, выделяемый событием, был проанализирован на скорость и химический состав материала, выброшенного во время вспышки. Анализ показал сверхновую типа II-P, и в этом событии не было ничего странного, пока несколько месяцев спустя сверхновая не стала ярче.

Обнаружена звезда, которая взорвалась дважды

За два года iPTF14hls пять раз становилась ярче, что несвойственно другим сверхновым, исчезающим примерно за 100 дней. Credit: Nature

Сверхновые типа II-P обычно остаются яркими в течение примерно 100 дней. Но iPTF14hls сохранила яркость на более чем 600 дней! Более того, архивные данные показали взрыв в том же месте в 1954 году. Оказалось, что эта звезда взорвалась более полувека назад, выжила и снова взорвалась в 2014 году.

Инструмент «SED Machine», построенный Ником Конидарисом и его коллегами из Калифорнийского технологического института (США), стал ключом к анализу света от iPTF14hls, который затемнялся и осветлялся не менее пяти раз в течение двух лет. «SED Machine» способен быстро классифицировать сверхновые и другие недолговечные астрономические события.

Обнаружена звезда, которая взорвалась дважды

На снимке слева, полученном Обсерваторией Sky Survey, показан предполагаемый взрыв iPTF14hls в 1954 году, который не виден на более позднем снимке, снятом в 1993 году (справа). Считается, что сверхновые взрываются только один раз, сияют в течение нескольких месяцев, а затем исчезают, но iPTF14hls испытала по меньшей мере два взрыва за 60 лет. Credit: POSS/DSS/LCO/S. Wilkinson

Звездные взрывы рассказывают астрономам о происхождении большей части материала, который составляет Вселенную. Вспышка сверхновой даже может спровоцировать образование звездной системы аналогичной нашей.

«Классифицировать краткосрочные небесные явления невероятно сложно. Вот почему мы построили «SED Machine». Но я не ожидал, что он поможет проанализировать взрыв, столь же странный, как и сама звезда зомби», – сказал Ник Конидарис, ведущий автор исследования из Университета Карнеги.

Ученые продолжат наблюдения за iPTF14hls и поиск аналогичных вспышек в надежде раскрыть секрет выживания подобных космических объектов.

Просмотров: 95 | Добавил: Tatika | Теги: новости, сверхновая, вспышка, звезда, взрывалась | Рейтинг: 0.0/0