Главная » 2019 » Январь » 5 » Одно из главных открытий 2018 года: алтайская девочка-гибрид
Одно из главных открытий 2018 года: алтайская девочка-гибрид

Отец – денисовец, мать – неандерталка: Science включил в топ главных открытий 2018 года алтайскую девочку-гибрида. Фрагмент ее кости, которому более 50 тысяч лет, нашли в Денисовой пещере, расположенной в 4 км от села Черный Ануй.

Научный журнал Science включил в топ главных событий 2018 года 13-летнюю девочку-гибрида, фрагмент кости которой обнаружили в Денисовой пещере в Алтайском крае. Девочка жила более 50 тысяч лет назад.

- Этот фрагмент выявил поразительную связь между двумя вымершими группами архаичных людей. Древняя ДНК из кости показала, что ее мать была неандертальцем, а отец денисовцем - таинственной группой древних людей, чьи останки были обнаружены в той же пещере в 2011 году, - пишет издание.

По мнению Директора Института археологии и этнографии СО РАН академика Анатолия Деревянко, существует четыре линии развития человека современного типа: Homo sapiens africaniensis, Homo sapiens orientalensis, Homo neanderthalensis, и Homo sapiens altaensis (денисовец). Неандерталец был вычеркнут, но, по мнению академика, согласно данным секвенирования митохондриальной ДНК: у современного человека до 4% генома от неандертальцев, что свидетельствует не только о смешанных парах, но и о том, что в результате появлялось потомство.

Почему денисовец — подвид человека современного типа? Потому что у народов Юго-Восточной Азии до 6-7% в геноме — от денисовца, отмечают ученые.

Исследованием ДНК из кости занимались в Институте эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге (Германия). У фрагмента, кстати, есть рабочее название – Denisova-11 (11-я по счету находка человеческой кости в Денисовой пещере). Ученые пришли к выводу, что геном из обломка скелета девочки представляет свидетельства, по крайней мере, двух эпизодов смешивания денисовцев и неандертальцев: один раз между ее родителями, и еще, как минимум, один раз между предками ее отца,

– Мы отметили пять участков длиной примерно миллион пар нуклеотидов в геноме, где обе хромосомы несут неандертальскую наследственность. Это указывает, что отец-денисовец также имел, по меньшей мере, одного предка-неандертальца, - сообщила Вивиан Слон, сотрудник Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге.

Авторы исследовали также степень родства матери-неандерталки с другими «расшифрованными» неандертальцами путем сравнения геномов и обнаружили, что у нее больше общих аллелей с неандертальцами из Европы возраста 70 000 лет и позже, чем с более древними алтайскими неандертальцами из Денисовой пещеры. Это может означать, что неандертальцы мигрировали между восточной и западной частями Евразии в более поздний период, чем существовал алтайский неандерталец, отмечают в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

Девочка (вернее ее фрагмент) стала первым найденным человеком, который рожден от неандертальца и денисовца (известно, что позже денисовцы, неандертальцы и люди современного типа иногда скрещивались в ледниковый период в Европе и Азии). Поэтому научное открытие, по мнению авторитетного журнала Science, и стало одним из самых прорывных в 2018 году.

СПРАВКА

Денисова пещера находится в 4 км от села Черный Ануй. Высота над уровнем моря составляет 670 метров. Даже в нынешнем виде – довольно высоко. Это, кстати, одно из объяснений, почему эта пещера была всегда заселена. Для археологии пещеру открыл в 1977 году Николай Оводов. При раскопках было обнаружено более 20 культурных слоев различных эпох, начиная с 300 тыс. лет назад, – большинство из них до сих пор не изучено.

Ветвь денисовского человека, как и неандертальца, оказалась тупиковой. Возможно, их выкосили болезни. Но наши уникальные пращуры не исчезли без следа. Вид современного человека homo sapiens в результате скрещивания позаимствовал у денисовца иммунитет против многих вирусных инфекций. Кстати, у современного человека около двух процентов генома совпадает с денисовским, сообщает научный отдел портала новостей