Главная » 2016 » Апрель » 1 » Ось вращения Луны сдвигалась в прошлом
Ось вращения Луны сдвигалась в прошлом

Планетологи: ось вращения Луны сдвигалась в прошлом

Вода в полярных кратерах на Луне, открытая российским прибором на американском спутнике LRO, помогла ученым доказать, что ось вращения Луны сдвигалась в далеком прошлом в результате необычных геологических процессов в ее недрах.

Залежи водяного льда на полюсах Луны, открытые зондом LRO, помогли ученым выяснить, что ось вращения спутницы нашей планеты сдвигалась в далеком прошлом в результате неравномерного охлаждения ее недр, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Одним из главных открытий зонда LRO стало то, что этому космическому аппарату, в компании с зондом LCROSS, удалось найти следы присутствия воды в кратере Кабеус на южном полюсе Луны. Кроме того, LRO нашел своеобразные "зоны вечной мерзлоты", куда не попадают лучи Солнца и где лед должен в теории существовать вечно, а в 2012 году зонд обнаружил, что лед присутствует и в "светлых" частях кратеров.

Ключевую роль в совершении этого открытия сыграл российский нейтронный детектор LEND, подсказавший ученым НАСА и их отечественным коллегам те точки на южном полюсе, где возможная доля воды и льда была максимальной. Это открытие заставило ученых гадать, откуда взялась вода на Луне, кто ее туда принес, и как ей удалось выжить, не испарившись под действием лучей Солнца.

Мэттью Зиглер (Matthew Siegler) из Планетологического института в Тусоне (США) и его коллеги нашли еще одну загадку, связанную с водами Луны, и раскрыли ее природу, изучая данные по распределению льдов в почве спутницы Земли предшественником LEND – прибором LPNS, установленным на борт зонда Lunar Prospector.

Используя данные с LPNS, ученые составили карты льда на южном и северном полюсе Луны. Их  сравнение раскрыло довольно странный феномен – оказалось, что залежи льда были сосредоточены не на полюсах, а по сторонам от них, на примерно одинаковом расстоянии, но в противоположных точках относительно самих полюсов. Подобная картина сразу напомнила ученым то, как расположены магнитные и географические полюса на Земле, и они начали искать причину подобной аномалии в рельефе и в структуре пород.

Самое простое и очевидное объяснение подобной конфигурации залежей льда – ось вращения Луны сместилась в сторону после формирования планеты и появления льда на ее полюсах, которые затем "переехали" в сторону юга и севера. Как это могло произойти?

По словам Зиглера и его коллег, причиной подобного сдвига оси вращения и полюсов могли быть геологические процессы, происходившие в недрах Луны в первый миллиард лет ее существования.

Как объясняют ученые, в глубоком прошлом так называемый Океан Бурь – крупнейшая равнина Луны – была покрыта множеством вулканов и была разогрета до очень высоких температур благодаря тому, что ее породы были богаты радиоактивными веществами, чей распад подогревал мантию и кору спутницы Земли в этой точке. Благодаря этому плотность лунных пород в Океане Бурь была низкой, они "раздулись" и стали занимать необычно много места, что породило гравитационную аномалию, удерживавшую полюса Луны в старой точке.

Когда извержения вулканов в Океане Бурь закончились и большая часть радиоизотопов распалась, его породы постепенно сжались и приняли текущую форму. Повышение плотности "потянуло" Океан Бурь вниз, в сторону экватора Луны, и полюса спутницы Земли сместились на свои текущие позиции.

Может возникнуть вопрос, почему данная деталь в истории Луны привлекла так много внимания ученых. Как объясняет Зиглер, ответ на этот вопрос очень прост – если полюса Луны действительно сдвинулись подобным образом, то содержащийся в них лед можно считать последними следами первичной материи Солнечной системы, из которой сформировались Земля и другие планеты. Его изучение, таким образом, поможет нам понять, как возникла жизнь, откуда взялась вода на Земле и как появилась сама Луна.

Просмотров: 1147 | Добавил: Tatika | Теги: новости, сдвигалась, лед, вода, полюс, Луна | Рейтинг: 5.0/1