Главная » 2015 » Январь » 22 » Перехвачен таинственный сигнал из глубин Вселенной
Перехвачен таинственный сигнал из глубин Вселенной

Астрономы перехватили таинственный сигнал, пришедший из глубин Вселенной

Ученым впервые удалось зафиксировать в реальном времени так называемый "Быстрый радиоимпульс", понять природу которого они не могут уже много лет.

Одиннадцатое послание

Перехват - в реальном времени - осуществила группа астрономов, ведомая Эмилией Петровой (Emily Petrof) из Университета Свинбурна (Swinburne University in Melbourne, Australia). Австралийские ученые работали в обсерватории в Парксе на 64-метровом радиотелескопе (Parkes Radio Telescope in New South Wales, Australia).

Речь идет о необычном сигнале из числа тех, которые получили название "Быстрые радиоимпульсы" (Fast Radio Bursts - FRB). Впервые и чисто случайно на них наткнулся астроном Дункан Лоример из Университета Западной Вирджинии. Единственный такой сигнал он обнаружил среди архивных данных: мощный, яркий, но очень короткий. Случилось это в 2007 году. И пять лет ушло на то, чтобы понять, что этот самый FRB не глюк аппаратуры, не какая-либо помеха, а нечто реальное, приходящее из глубин Вселенной. Но очень странное. Природа загадочных сигналов такова, что даже серьезные исследователи задумываются: а не от инопланетян ли они?

Так выглядит "Быстрый радиоимпульс", обнаруженный среди архивных данных

В 2012 году британский ученый Дэн Торнтон из Университета обнаружил еще четыре сигнала.

В прошлом году международная группа ученых, работающих на самом большом радиотелескопе в мире в обсерватории Аресибо, расположенной в Пуэрто-Рико, объявила, что нашла еще пять "Быстрых радиоимпульсов", схожих с теми, о котором рассказывали Лоример и Торнтон.

Все эти 10 сигналов были выявлены спустя месяцы, а то и годы, после того, как были получены на Земле. Австралийцы же перехватили FRB, что называется в реальном времени. И это вселило надежду разобраться в феномене.

Передатчики небывалой мощности

FRB, которые стали назвать еще и "импульсами Лоримера", приходят с разных сторон с расстояния в несколько миллиардов световых лет. Длительность каждого сигнала - ровно 5 миллисекунд. Диапазон - очень узкий. Мощность - колоссальная: эквивалентна энергии, которую наше Солнце излучает за полтора миллиона лет.

Передатчики, посылающие FRB, находятся как в нашей, так и в соседних галактиках, например, в Магеллановом облаке. Или В Туманности Андромеды. "Одиннадцатый сигнал" пришел из созвездия Водолея. И чуть отличался от предыдущих - имел круговую поляризацию.

Госпожа Петрова "подняла тревогу". И спустя несколько часов на тот участок неба, откуда поступил необычный сигнал были, нацелены десятки телескопов по всему миру. Но ничего обнаружить не удалось - даже ничтожного остаточного излучения. Там просто ничего не было. Сигнал "Одиннадцатого послания" имел круговую поляризацию.

Ученые пока теряются в догадках, пытаясь установить источники сигналов. До сих пор не понятно, астрономический ли это феномен или происхождение сигналов - искусственное. Поэтому гипотеза о том, что мы имеем дело с проявлением активности внеземных цивилизаций, не выглядит совсем уж фантастической. Кто знает, может быть, радиотелескопы "нащупали" некую сеть - вроде Вселенского интернета. И ловят спрессованные закодированные послания.

Кстати, Сет Шостак, главный астроном Института SETI, который занимается поиском сигналов от внеземного разума, то и дело уверяет: мол, только в Млечном Пути могут существовать до миллиона инопланетных радиопередатчиков. И рано или поздно мы обязательно перехватим послание, исходящее с какого-нибудь из них. Вдруг уже перехватили - как раз эти самые FRB?

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Надежда вспыхивает и гаснет

Нынешний ажиотаж в научном мире, вызванный FRB, напоминает тот, который разгорелся в 1967 году. Тогда Джоселин Белл Бернелл, аспирантке, работавшей в группе британского радиофизика Энтони Хьюиша, посчастливилось поймать строго периодические импульсы модулированного радиоизлучения, приходящие из дальнего космоса. Сам факт обнаружения держали в тайне несколько месяцев, поскольку полагали, что наконец-то перехватили инопланетное послание. Его источнику даже дали название LGM-1 - сокращение от Little Green Men - "маленькие зеленый человечки". Вскоре нашли еще три аналогичных источника.

Увы, потом выяснилось: радиосигналы "посылают" быстро вращающиеся нейтронные звезды. Излучение исходит от них узкими пучками. За счет вращения пучки попадают на тарелки радиотелескопов через равные промежутки времени - словно бы импульсами. Так возникают иллюзия некой осмысленной передачи.

Источники радиосигналов получили название пульсаров. И хоть уже к 1968 году подозрение с братьев по разуму было снято, открытие пульсаров стало сенсаций. В 1974 году Хьюишу за них дали даже Нобелевскую премию.

Скорее всего, и источники FRB окажутся экзотическими звездами с каким-нибудь причудливым поведением. Но пока есть все основания надеяться на инопланетян.

КСТАТИ

Загадка "Wow! Signal"

15 августа 1977 года случилось действительно невероятное. Доктор Джерри Эйман, работая по проекту SETI на радиотелескопе «Большое Ухо» в Университете Огайо (Big Ear radio observatory at Ohio State University), зарегистрировал продолжительный и сильный радиосигнал, который по всем параметрам соответствовал тому, что собственно доктор искал – необычные сигналы искусственного происхождения.

Русский астроном, конечно, выразился бы иначе. Но шокированный американский доктор, который увидел сенсационный данные, воскликнул "Wow!". После этого за таинственным сигналом и закрепилось название "Wow! signal", а не какое-нибудь другое.

Прошло почти 40 лет. Но тайну "Wow! signal" раскрыть так и не удалось. Какие-либо разумные объяснения не появились. Астрономы не предложили ни одного кандидата на источник сигнала естественного - природного - происхождения. В результате хватает людей, которые считают, что послан сигнал был с инопланетного корабля. Поскольку пришел из района созвездия Стрельца, но с пустующего участка небосклона. Впрочем, иных толкований и нет. По крайней мере тех, которые бы объяснили все особенности передачи.

По силе необычный сигнал в 30 раз превосходил фон. Его частота составляла 1,42 гигагерца - это частота водорода - та, на которой, собственно, ученые ждали и ждут внеземных весточек. Длительность - 72 секунды. Ровно столько и должен был наблюдаться постоянный по амплитуде внеземной сигнал искусственного происхождения. Ведь антенна радиотелескопа «Большое Ухо» неподвижная - использует вращение Земли для сканирования неба. Поэтому определенный источник можно прослушивать в течение 72 секунд. Из них половину времени интенсивность сигнала должна плавно нарастать - пока телескоп точно не нацелится на передатчик. В оставшиеся 36 секунд - плавно убывать. Что и было зафиксировано.

Сигнал был пойман лишь однажды. По одной из гипотез, "Ого-го-сигнал" был послан с космического корабля внеземной цивилизации.

Просмотров: 1633 | Добавил: Tatika | Теги: гипотеза, сигнал, космос, внеземная, новости, цивилизация | Рейтинг: 0.0/0