Главная » 2015 » Январь » 25 » Пригодных для жизни экзопланет может быть гораздо больше

Пригодных для жизни экзопланет может быть гораздо больше

Экзопланеты могут быть более пригодными к жизни, чем считалось ранее

Число пригодных для жизни экзопланет может быть заметно большим, чем сегодня считают планетологи, так как их атмосфера будет "тормозить" планеты и тем самым препятствовать их синхронизации со светилом и наступлению вечного дня на освещенной половине и вечной ночи — на темной, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

За последнее десятилетие планетологи смогли обнаружить несколько тысяч экзопланет, в том числе несколько десятков "суперземель" и двойников Земли. Большая часть из них вращается вокруг тусклых и холодных звезд-карликов. Благодаря приливным силам вращение таких планет вокруг своей оси синхронизировано с их движением по орбите, из-за чего они всегда повернуты к светилу одной стороной. Из-за большой разницы в температурах на светлой и темной половинах они считаются непригодными для зарождения и поддержания жизни.

Джереми Леконт (Jeremy Leconte) из университета Торонто (Канада) и его коллеги усомнились в этом предположении, обратив внимание на то, что на скорость вращения экзопланеты может очень сильно влиять ее атмосфера. На эту мысль их натолкнул ближайший пример "синхронной планеты" — единственный спутник Земли, Луна, который не обладает, в отличие от экзопланет, своей собственной воздушной оболочкой.

Для проверки своих необычных подозрений планетологи построили трехмерную компьютерную модель экзопланеты, вращающейся вокруг красного или оранжевого карлика, и проверили, как она будет вести себя в условиях полного отсутствия воздуха и при наличии атмосферы.

Оказалось, что даже относительно разреженной воздушной оболочки было достаточно для того, чтобы движущиеся потоки воздуха и молекулы газа в целом "притормаживали" планету,  предотвращая синхронизацию вращения вокруг оси с движением по орбите. По расчетам Леконта и его коллег, двойники Земли могут спокойно существовать даже у тех звезд-карликов, чья масса составляет лишь половину от солнечной. Это заметно расширяет рамки поиска экзопланет, пригодных для зарождения и поддержания жизни.

"Если наши выкладки верны, то на таких экзопланетах не существует постоянно темной и холодной обратной стороны, где вся вода остается навечно замурованной и не доступной для жизни в виде гигантской ледовой шапки. Планеты, на которых потенциально существуют океаны, могут иметь гораздо более землеподобный климат, чем мы ожидали", — поясняет Леконт.

Существуют и альтернативные варианты того, как жизнь может существовать на поверхности «синхронных» экзопланет, даже если выкладки Леконта и его коллег будут неверными. К примеру,  в декабре 2013 года китайские планетологи  представили альтернативную гипотезу, согласно которой жизнь на "синхронных" планетах все же может существовать благодаря подогреву океана на их темной стороне течениями с постоянно освещенной половинки.

Просмотров: 1580 | Добавил: Tatika | Теги: атмосфера, планетологи, экзопланеты, новости, жизнь | Рейтинг: 0.0/0