Главная » 2018 » Октябрь » 16 » Создан первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Создан первый в мире искусственный организм с одной хромосомой

По меньшей мере, последние 10 миллионов лет каждая дрожжевая клетка, используемая для производства пива или хлеба, имела 16 хромосом. Но сегодня, благодаря технологии CRISPR и мастерам по ДНК из Китая, у нас появились уникальные живые дрожжи… с одной хромосомой. Для справки: люди используют 46 хромосом, дрожжи — 16, но у одного папоротника их вообще 1260. И никто не знает почему.

Еще в прошлом году ученые сумели довести количество хромосом в дрожжах до шести штук, а в этом их количество сократились до одной. При этом функционирование дрожжей практически не изменилось.

В исследовании участвовали две группы. Первая, из Медицинской школы Нью-Йоркского университета, сумела с помощью CRISPR сократить число хромосом в дрожжах с 16 до двух. Второй же группе, из Китая, удалось добиться еще большего результата, и она вывела дрожжи лишь с одной хромосомой. Результаты исследований опубликованы в журнале Nature.

С помощью CRISPR каждая команда смогла связать хромосомы воедино, в конце концов, радикально сократив их число. И дрожжи при этом не стали функционировать по‑другому.

Дрожжи с двумя хромосомами выжили после процедуры, стали делиться и расти также, как и их нормальные сородичи, а вот дрожжи с одной хромосомой стали делиться несколько медленнее. Ни одна из новых разновидностей не могла вступать в связь со стандартными дрожжами.

Это неспособность вступать во взаимодействие и делиться с другими дрожжами означает, что ученые вывели новый вид, и в будущем такая особенность может быть крайне полезна. Например, исследователи могут взять виды дрожжей, способные разлагать сельскохозяйственные отходы, создавая из них биотопливо, и спокойно выпускать из лаборатории, не опасаясь, что те вступят в контакт с естественными видами.

Это исследование в будущем может помочь понять механизм образования хромосомных аномалий в человеческих клетках, которые способны привести к выкидышу или синдрому Дауна у ребенка.

Ученые хотят исследовать, почему у клеток вообще есть хромосомы, поэтому странные новые дрожжи могут быть полезны. Также эта работа стала демонстрацией «крупномасштабного изменения генома».

Однажды эту технологию будут использовать для создания полезных форм жизни, которых никто еще не видел. Именно об этом предупреждал Стивен Хокинг, который опасался, что технология CRISPR нацелена не только на исправление каких-то мелких нарушений развития или наследственных заболеваний, но и на создание суперлюдей. А это чревато политическими проблемами для людей без улучшенного генома