Главная » 2019 » Октябрь » 7 » Таинственная активность на спутнике Ио озадачила ученых
Таинственная активность на спутнике Ио озадачила ученых

Странная луна Юпитера продолжает удивлять ученых спустя 400 лет после своего открытия

Многим из вас прекрасно известно, что у самой большой планеты нашей Солнечной системы имеется огромная свита из 75 лун-спутников, каждый из которых может быть по-своему интересен для проведения исследований. Наиболее яркими и известными среди всех спутников Юпитера считаются так называемые галилеевские спутники: Ганимед, Каллисто, Европа и Ио, которые были обнаружены в 1610 году известным астрономом средневековья Галилео Галилеем. Самым странным и малоизученным спутником среди них считается Ио, поверхность которого буквально испещрена постоянно извергающимися вулканами. Спустя 400 лет после своего открытия, эта луна Юпитера до сих пор не желает расставаться со своими тайнами.

Как выглядит Ио?

Примерно 40 лет назад космический зонд «Вояджер», исследующий окрестности Юпитера, впервые сделал фотографии ярко-желтой поверхности одного из спутников планеты-гиганта Ио. Уже тогда было ясно, что эта необычная луна представляет из себя геологически активный спутник, поверхность которого постоянно меняется из-за непрекращающихся на нем извержений вулканов, размеры которых иногда в несколько раз превышают протяженность самой высокой горы Земли — Эвереста. Кроме того, именно «Вояджеру» удалось впервые «увидеть» радиационный пояс Юпитера, который как раз-таки проходит вдоль орбиты Ио. Именно из-за столь неудачного расположения, мощность радиации планеты-гиганта на его ближайшем спутнике сильнее радиации на поверхности Земли в 1000 раз, что делает нахождение человека на Ио смертельным. Помимо радиации, Ио славится и высоким содержанием серы, которая и придает ей знаменитый ярко-желтый оттенок.

Таинственная активность на спутнике Ио озадачила ученых

Как сообщает портал Space Daily, ученые из Калифорнии смогли установить, что огромное количество вулканических извержений на спутнике планеты-гиганта не подчиняется никаким общепризнанным моделям вулканической активности.

Исследователи пришли к такому необычному выводу после наблюдения за активными вулканами Ио, которые теоретически должны симметрично возникать у экватора спутника или же его полюсов. Вместе с тем, взрывоопасный спутник Юпитера удивил ученых множеством коротких извержений, которые возникали на противоположной стороне спутника. Мощные импульсы появлялись внезапно и длились несколько дней, что полностью противоречит физике приливного нагрева. Подобный эффект позволил ученым считать, что помимо мощного гравитационного влияния Юпитера, Ио имеет и собственный источник вулканизма, что делает эту луну самым вулканически активным телом в Солнечной системе.

Кроме того, ученые смогли прийти к весьма необычному выводу: вулканы на Ио могут таинственным образом смещаться и возникать в других местах спутника. Проведенные исследования показывают, что всему виной могут быть подземные магматические океаны этого спутника Юпитера, которые постоянно обновляют поверхность этой ярко-желтой луны.

Пожалуй, было бы весьма интересно увидеть подобное явление своими глазами. Хотя, наверное, это бы стало последним, что можно было бы увидеть за время своей короткой жизни на радиационном Ио.