Главная » 2016 » Июнь » 18 » Танец с астероидом: у Земли появился ещё один спутник

Танец с астероидом: у Земли появился ещё один спутник

Всем известно, что у Земли есть только один полноценный спутник, но, похоже, у Луны появился маленький конкурент. Астрономы обнаружили необычный астероид, который на протяжении сотни лет сопровождает нашу планету, описывая вокруг неё замысловатые зигзаги, и, кажется, планирует задержаться тут надолго.

Астероид, диаметр которого находится в диапазоне от 30 до 100 метров, получил название 2016 HO3. Его орбита расположена вокруг Солнца, но с Земли кажется, что астероид вращается вокруг нашей планеты. Он был впервые замечен в апреле 2016 года телескопом Pan-STARRS, расположенным на Гавайских островах. Технически его орбита проходит вокруг Солнца. Но благодаря тому, что он движется рядом с Землёй с приблизительно равной скоростью, может показаться, что это действительно ещё один спутник нашей планеты.

Траектория полёта астероида такова, что полгода он догоняет нашу планету сзади, а затем на протяжении шести месяцев бежит впереди. Кроме того, его орбита наклонена по отношению к плоскости орбиты Земли, и астероид периодически оказывается то выше, то ниже. В результате создаётся ощущение, что 2016 HO3 кружится вокруг Земли в странном танце.

"Петли астероида вокруг Земли из года в год проходят ближе или дальше, но если он убегает далеко вперёд или сильно отстаёт, гравитация Земли притягивает его обратно и не даёт уйти дальше, чем сто расстояний от Земли до Луны, – сообщает в пресс-релизе НАСА Пол Чодас (Paul Chodas) из Лаборатории реактивного движения НАСА. – Тот же самый эффект не даёт астероиду приблизиться ближе, чем на 38 расстояний до Луны. По сути дела, этот маленький астероид был пойман Землёй и закружен в танце".

Астероид не сможет претендовать на звание второй луны, потому что находится слишком далеко. Исследователи классифицируют его как околоземное тело или "квазиспутник". Квазиспутниками астрономы называют небесные тела, чаще всего, астероиды, которые, словно обычные луны, путешествуют рядом с планетой вокруг звезды. У Земли имеется несколько таких компаньонов, с некоторыми из которых она уже рассталась, а некоторые присутствуют рядом на протяжении столетий.

В прошлом в поле зрения земных телескопов попадали и другие астероиды, захваченные притяжением нашей планеты. Но, как правило, они задерживались лишь на несколько лет.

Например, более десяти лет назад астрономы наблюдали другой астероид 2003 YN107 с очень похожим орбитальным рисунком, но с тех пор это космическое тело вырвалось из ловушки земной гравитации и покинуло окрестности нашей планеты.

Учёные считают, что связь 2016 HO3 с Землёй гораздо крепче. По расчётам, он сопровождает планету не менее ста лет и будет оставаться рядом на протяжении многих веков.

Добавим, что ранее в прессе были сообщения о другом преследователе одной из планет Солнечной системы ― астероиде-троянце Урана. В случае с Ураном всё несколько сложнее. Астрономы не надеялись обнаружить "троянцев" рядом с Сатурном или Ураном, поскольку гравитационное поле соседствующего Юпитера сильнее, а значит, притянет к себе все ближайшие небесные тела.

Но у Урана всё-таки есть троянский астероид. Его открыл Майк Александрсен (Mike Alexandersen) из университета Британской Колумбии. Небесное тело диаметром в 60 километров назвали 2011 QF99. Учёные считают, что этот "троянец" не задержится надолго. Приблизительно через 70 тысяч лет он станет нестабильным и будет выброшен в космос.

Троянские астероиды находятся в окрестностях L4 и L5 точек Лагранжа. В отличие от спутников они движутся по той же траектории, что и сама планета, следуя за ней по орбите или двигаясь впереди. Эти необычные космические объекты, названные в честь персонажей гомеровской "Илиады" троянцев, есть почти у каждой планеты Солнечной системы. Так как располагаются они в точках Лагранжа, то подразумевается наличие двух массивных тел, которые образуют систему, например, Юпитер-Солнце, Нептун-Солнце и так далее.

Такие же "непрошенные гости", предполагают ученые, сопровождают и экзопланеты. В системах, где и звёзды, и планеты значительно превышают объём и массу тел нашей Солнечной системы, такие астероиды могут сами быть довольно крупными. Есть вероятность, что астероиды присутствуют в обитаемых зонах других звёздных систем.

Просмотров: 1169 | Добавил: Tatika | Теги: новости, спутник, астероид, троянцы, земля | Рейтинг: 0.0/0