Главная » 2016 » Ноябрь » 24 » Технология CRISPR впервые испытана на человеке

Технология CRISPR впервые испытана на человеке

Технология редактирования генома CRISPR впервые испытана на человеке

Группа китайских ученых впервые ввела человеку иммунные клетки, модифицированные по технологии CRISPR-Cas9. Процедура была проведена на пациенте с тяжелой формой рака легких. Исследователи планируют продолжить серию клинических испытаний с участием новых пациентов.

Клинические испытания методики CRISPR-Cas9 прошли в Западно-китайской больнице Сычуаньского университета. В эксперименте под руководством онколога Лу Ю принимал участие пациент с немелкоклеточным раком легких с метастазами. Ученые извлекли иммунные Т-клетки из крови пациента и с помощью «генетических ножниц» CRISPR деактивировали ген, который вырабатывает белок PD-1 и замедляет иммунный отклик клеток, позволяя раку прогрессировать. Затем исследователи «размножили» отредактированные Т-клетки и ввели их в кровоток пациенту при помощи инъекции. Предполагается, что модифицированные клетки будут бороться с развитием опухоли.

Редактирование генома позволит лечить многие тяжелые заболевания и упростит трансплантацию органов. В США и Китае разработчики этих технологий уже активно привлекают инвесторов.
Сейчас в области редактирования генома происходят настоящие соревнования, которые напоминают происходившую в 50–70-х годах прошлого века космическую гонку между СССР и США. Только на смену первому полету в космос и запускам спутников пришли генетические эксперименты, а место Советского Союза занял Китай. На днях китайцы впервые осуществили редактирование генома человека с помощью нашумевшей технологии CRISPR-Cas9.

По словам руководителя клинических испытаний Лу Ю, процедура обошлась без осложнений. Подробных сведений о состоянии пациента Ю не сообщил, но отметил, что пациент продолжит лечение по новой методике — в ближайшее время врачи сделают вторую инъекцию отредактированных иммунных клеток.

Китайские ученые планируют провести испытания еще на девяти людях, каждый из которых получит от 2 до 4 инъекций. Врачи будут наблюдать состояние пациентов в течение полугода, чтобы изучить возможные побочные эффекты.

Применение CRISPR-Cas 9 в клинической практике состоялось впервые, однако другие эксперименты с этой технологией проводятся регулярно. Группы исследователей из Каролинского университета в Швеции и Института Фрэнсиса Крика в Великобритании тестируют методику на человеческих эмбрионах, а американские генетики извлекают с ее помощью клетки, зараженные ВИЧ, СПИДом и другими ретровирусными заболеваниями.

Первые клинические испытания технологии CRISPR на людях должны состояться в США в начале 2017 года — ученые применят отредактированные клетки для борьбы с различными видами рака. В марте 2017 группа исследователей из Пекинского университета начнет серию клинических испытаний «генетических ножниц» для лечения рака мочевого пузыря, простаты и клеток почечного эпителия. Однако пока что эти испытания не получили подтверждения и финансирования, отмечает Nature.

Технология редактирования генома CRISPR в 2015 году была названа «прорывом года», ведь у учёных появилась возможность лечить заболевания уже на эмбриональном уровне, даже у новой образовавшейся зиготы. Редакторы журналов Science и Lancet зафиксировали двукратный рост числа статей, посвящённых новой технологии, благодаря которой, возможно, человечество забудет о врожденных генетических заболеваниях.

Просмотров: 485 | Добавил: Tatika | Теги: новости, Технология, клетки, Геном, CRISPR | Рейтинг: 0.0/0