Главная » 2017 » Апрель » 13 » Ученые объяснили деление людей на сов и жаворонков

Ученые объяснили деление людей на сов и жаворонков

Ученым из Рокфеллеровского университета США удалось обнаружить ген, влияющий на хронотип (типичный для данного человека характер суточной активности) человека. Мутация гена замедляет внутренние биологические часы человека, превращая носителя в «сову».

О таких понятиях, как «жаворонок» и «сова» знает каждый. Люди часто используют их для оправдания своей работоспособности либо лени в определенное время дня. Таким термином называют хронотипы человека, определяя их по пикам и спадам его активной деятельности. К жаворонкам относят тех людей, пик активности которых начинается с раннего утра и продолжается в течение первой половины дня. С наступлением вечера активность таких людей начинает угасать, и они с наступлением ночи крепко засыпают, чтобы встать на следующее утро с «первыми петухами».

К совам относят людей, бодрствование которых приходится на послеобеденное время. Совы обычно встают значительно позднее восхода солнца, примерно в 10-11 часов дня, а иногда могут проспать до самого обеда. Утром они чувствуют усталость, вялость, но к 15 часам их работоспособность возобновляется, а ее пик начинается с наступлением сумерек. В полночь, когда все представители жаворонков давно спят, совы могут спокойно заниматься важной работой.

Ученые из Рокфеллеровского университета США обнаружили вариант гена CRY1, влияющий на хронотип (типичный для данного человека характер суточной активности) человека. Так, эта мутация замедляет внутренние биологические часы человека, а носитель гена имеет более продолжительный циркадный цикл. У людей, которых принято называть совами, часто диагностируется синдром задержки фазы сна (СЗФС). Нарушение циркадных ритмов приводит к позднему засыпанию, соответственно 24-часовой цикл сна и бодрствования смещается, а в течение дня человек ощущает сонливость и усталость.

Участники исследования провели две недели в специально оборудованной под необычный эксперимент квартире, где могли есть и спать в удобное для них время. Большинство добровольцев придерживались стандартного 24-часового цикла сна и бодрствования, однако у одного из участников суточный ритм длился на 30 минут дольше обычного. Помимо позднего отхода ко сну, у него были смещены циркадные ритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Например, уровень гормона мелатонина в организме этого участника эксперимента начинал повышаться только к двум часам ночи (а не к 9 вечера, как у большинства людей).

Изучив ДНК добровольца, ученые обнаружили мутацию в гене CRY1, которая также имелась у нескольких его родственников, сталкивавшихся с такой же проблемой. Сравнив полученные результаты с крупными генетическими базами данных со всего мира, специалисты обнаружили множество людей-сов с подобной мутацией. По результатам исследования, данный вариант гена CRY1 может встречаться у каждого 75-го человека.

Просмотров: 262 | Добавил: Tatika | Теги: мутация, совы, новости, эксперимент, жаворонки | Рейтинг: 0.0/0