Главная » 2021 » Декабрь » 10 » Учеными был обнаружен новый класс космических объектов
Учеными был обнаружен новый класс космических объектов

Учеными был обнаружен новый класс космических объектов, они в «скорлупе»

Важным компонентом потенциальной обитаемости планет считается тектоника плит с похожими на земные зонами субдукции. Последствия такой тектоники усиливаются вулканизмом и химическим выветриванием, которые продолжаются миллиарды лет. Именно эти факторы в сочетании с наличием воды регулируют климат Земли и делают ее пригодной для жизни.

Справка. Зоной субдукции называют линейную зону на границе литосферных плит, вдоль которой происходит погружение одних блоков земной коры под другие. Чаще всего в них более тяжёлая и тонкая океаническая кора пододвигается под окраину континента или под островную дугу, погружаясь в мантию. Зона субдукции хорошо прослеживается на сейсмотомографических профилях, вплоть до границы верхней и нижней мантии (670 км).

Исследователи из Университета Сент-Эндрюс решили выяснить, могут ли недавно открытые экзопланеты поддерживать тектонику плит (строение и движение литосферы), подобную земной. Их исследование добавляет в классификацию экзопланет новые геологические параметры.

«Фактически, новая модель предоставляет шаблон, с помощью которого можно предсказать природу тектоники плит в экзомирах. Можно сказать, что мы ищем новый параметр зоны обитаемости ("Зоны Златовласки"), но вместо значений температуры воды мы хотим изучить нужные условия для тектоники плит», – Сами Михаил, соавтор исследования.

Исследовательская группа использовала большой набор компьютерных моделей, чтобы выяснить, как различные комбинации планетных и звездных свойств влияют на толщину внешней твердой оболочки планеты. Они спрогнозировали, что древние и далекие от звезд миры имеют толстую и жесткую литосферу, но в некоторых обстоятельствах экзопланеты могут быть окружены хрупкой оболочкой толщиной всего в несколько километров.

Подобные миры с крайне тонкой литосферой ученые назвали планетами со «скорлупой». По своей структуре они могут напоминать низины на Венере. Ученые предполагают, что они есть, по крайней мере, на трех уже известных экзопланетах – TOI-1235b, HD 136352b и L 168-9b.

По оценкам исследователей, толщина хрупкого слоя на таких планетах составляет всего около одного километра, тогда как литосфера Земли и Марса, например, оценивается в 40 и 100 километров соответственно.

Ученые обнаружили, что температура поверхности планеты является основным фактором, определяющим толщину хрупких литосфер экзопланет, хотя свою роль играют также масса планеты, ее расстояние до звезды и даже возраст.

«Наша общая цель – больше, чем просто понять капризы экзопланет. В конечном итоге мы хотим помочь в определении свойств, которые делают мир пригодным для жизни. В результате большая часть этой работы посвящена именно этой цели – узнать, уникальна ли Земля», – Пол Бирн, ведущий автор исследования.

Авторы работы надеются, что их исследование подтолкнет астрономов на дальнейшее изучение планет со «скорлупой» с помощью телескопов нового поколения.