Главная » 2019 » Сентябрь » 8 » В метеорите найден невиданный в природе минерал
В метеорите найден невиданный в природе минерал

В метеорите найден невиданный в природе минерал из ядра разрушенной планеты

Химики нашли в редчайшем метеорите минерал, который никогда раньше не встречался в природе. Учёные полагают, что он образовался в ядре ныне разрушенной планеты. Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале American Mineralogist исследователями из США.

Веддербёрнский метеорит был найден в 1951 году в окрестностях города Веддербёрн в Австралии. Присмотревшись к нему, учёные обнаружили, что перед ними чрезвычайно редкая птица.

Дело в том, что примерно 90% известных метеоритов – это хондриты, небольшие фрагменты космической пыли, спёкшейся под лучами раннего Солнца. Хондриты появились ещё до образования астероидов и планет и стали строительным материалом для них (а частично – строительным мусором, который теперь время от времени выпадает на Землю).

Остальные 10% небесных камней представляют собой осколки более крупных тел: "зародышей планет" (планетезималей) и астероидов. И крайне редко учёным попадается фрагмент ядра почти сформировавшейся планеты. Именно такой образец и представляет собой Веддербёрнский метеорит. Ничего удивительного, что из 210 граммов его первоначальной массы ныне в музее хранится только 71 грамм. Всё остальное учёные буквально растащили по кусочкам в разные лаборатории.

В новом исследовании химики обнаружили под микроскопом крошечные белые кристаллы, зажатые между слоями других веществ. Анализ показал, что речь идёт о минерале, никогда ранее не встречавшемся в природе. Авторы назвали его эдскоттитом (edscottite) в честь Эдварда Скотта, космохимика из Гавайского университета.

Основа эдскоттита – карбид железа Fe5C2 с особой кристаллической решёткой. Впрочем, как часто бывает с минералами, часть атомов основного вещества была замещена атомами других элементов. В данном случае это были никель и кобальт, так что фактическая формула образца записывалась как (Fe4,73Ni0,23Co0,04)C2,00. Однако название "эдскоттит" закреплено именно за карбидом железа без учёта случайных примесей.

Такое химическое соединение известно металлургам: оно образуется на одной из фаз выплавки железа. Однако минералу даётся собственное имя лишь в том случае, если он обнаруживается в природе.

«Мы обнаружили в лаборатории от 500 тысяч до 600 тысяч минералов, но природа сама сделала менее шести тысяч», – подчёркивает в материале издания The Age Стюарт Миллс (Stuart Mills) из организации "Музеи Виктории", не принимавший участия в исследовании.

В метеорите найден невиданный в природе минерал

Включения эдскоттита и других минералов под микроскопом

Как полагают эксперты, эдскоттит образовался в ядре протопланеты (планеты, не закончившей своего формирования). Железо и углерод находились там в расплавленном состоянии, но затем попали в слой, где температура была ниже.

«В этом метеорите было много углерода, – поясняет Миллс. – Когда он медленно остывал, железо и углерод объединились и образовали этот минерал».

В дальнейшем протопланета, вероятно, была разрушена катастрофическим столкновением, которые нередко случались в бурной юности Солнечной системы. Будущий Веддербёрнский метеорит миллиарды лет кружил в космосе в числе других обломков, пока случайное гравитационное воздействие со стороны какого-то тела не направило его к Земле.

Ранее американскими учёными был обнаружен крошечный фрагмент кометы внутри метеорита. Большая часть изученного объекта когда-то являлась астероидом. Специалисты "взломали" его, проанализировали его внутреннюю часть и выяснили, что в далёком прошлом астероид "проглотил" крошечный кусок строительного блока, из которых образовывались кометы. Необычная находка может дать ключ к загадкам формирования, структуры и эволюции Солнечной системы, считают авторы работы.

Изучаемый объект, по всей видимости, хранит в себе остатки и астероида, и кометы. Метеорит известен как LaPaz Icefield 02342. Он получил такое называние в честь региона в Антарктике, где его нашли в 2002 году. Внутри LaPaz учёные обнаружили богатый углеродом фрагмент примитивного материала. Специалисты заметили поразительное сходство этого вещества с частицами космической пыли, из которой, как считается, на внешних рубежах Солнечной системы сформировались кометы.

Во времена ранней юности Солнечной системы этот крошечный объект (диаметром примерно в одну десятую миллиметра) был "схвачен" растущим астероидом. Ученые отметили важность изучения таких метеоритов, как LaPaz, поскольку учёные никогда "не знают, какие секреты они откроют", утверждает портал новостей.

Просмотров: 69 | Добавил: Tatika | Теги: новости, эдскоттит, солнечная, протопланета, система | Рейтинг: 0.0/0