Главная » 2021 » Ноябрь » 25 » В недрах Марса обнаружен неизвестный древний материал
В недрах Марса обнаружен неизвестный древний материал

В недрах Марса обнаружен неизвестный древний материал, а «следы жизни» на Марсе могут оказаться имитацией

Междисциплинарная команда ученых проанализировала сейсмические данные, полученные ранее в рамках миссии InSight при обследовании нагорья Элизий – второго по величине вулканического региона на Марсе. В результате был обнаружен неизвестный подповерхностный слой, который зажат между окаменелыми потоками лавы.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications, а краткий отчет о нем можно найти на сайте Кельнского университета. Анализ данных проводила команда, в состав которой входили не только планетологи, но и геофизики.

Работа позволила заглянуть под поверхность Красной планеты примерно на 200 метров. В результате был обнаружен ранее неизвестный слой, буквально зажатый между потоками окаменелой лавы. Он начинается на глубине около 30 метров, его толщина составляет около 10 метров. Ученые пока лишь предполагают, что этот слой состоит из каких-то рыхлых осадочных отложений. Установлено, что они по своим характеристикам значительно отличаются от твердых базальтов, расположенных над и под ним.

К слову, структура в изученном регионе вообще оказалась слоистой. Верхний слой толщиной около 15 метров составлен из огромных каменных глыб. Ученые предполагают, что эти блоки являются следами мощного метеоритного удара по поверхности Марса в глубокой древности. Вероятно, в результате столкновения они были вырваны из породы и подброшены ввысь. Затем глыбы осыпались обратно на поверхность и образовали твердый слой.

Под ним находится небольшой осадочный слой реголита, который состоит преимущественно из песчаного материала. Его толщина составляет около трех метров. Далее снова следуют твердые базальтовые породы, которые и покоятся на указанном выше промежуточном слое.

Авторы работы отмечают, что в целом обнаружение базальтовых пород, то есть охлажденных и затвердевших лавовых потоков, соответствовало ожидаемой подповерхностной структуре. Исключение составляет загадочный промежуточный слой, но для его детального анализа одних только сейсмических данных недостаточно.

В рамках исследования ученые также датировали затвердевшие лавовые потоки. Для этого они использовали расчеты из предыдущих исследований, позволившие определить возраст ударных кратеров. В результате было установлено, что возраст более мелких лавовых потоков составляет примерно 1,7 миллиарда лет.

Это означает, что они сформировались в течение так называемого амазонского периода – геологической эры на Марсе, характеризующейся низкой скоростью ударов метеоритов и астероидов, а также холодными гиперзасушливыми периодами. А наиболее глубокий базальтовый слой сформировался примерно 3,6 миллиарда лет назад, в так называемый гесперианский период, который характеризовался широко распространенной вулканической активностью.

Таким образом, загадочный промежуточный слой мог образоваться в период низкой вулканической активности, который совпал с периодом низкой метеоритной активности. При таком сценарии вполне мог образоваться естественный осадочный слой, который со временем оказался зажатым между гесперскими и амазонскими базальтами.

Тем временем, обнаруженные недавно на Марсе «следы жизни» могут оказаться имитацией. Астробиологи из университетов Эдинбурга и Оксфорда изучили накопленные ранее свидетельства всех известных процессов, которые могли участвовать в образовании на Марсе так называемых «следов жизни». Ученые пришли к выводу, что на самом деле «органические» окаменелости могут быть природной имитацией.

Исследование опубликовано в журнале Journal of the Geological Society, а коротко о нем рассказывает Phys.org. В последние годы на Марсе не раз фотографировали окаменелости, форма которых косвенно указывает на органическое происхождение.

В результате популярность набрала гипотеза о том, что в древности на Марсе существовало большое количество жидкой поверхностной воды, следовательно, на Красной планете могла существовать и жизнь. Однако новая работа показывает, что исследователи могут быть введены в заблуждение ископаемыми образцами, созданными химическими процессами.

Авторы работы назвали их «ложными окаменелостями». Они пишут, что некоторые камни на Марсе могут содержать многочисленные типы небиологических отложений, которые, однако, визуально похожи на органические окаменелости.

Иными словами, те образцы, которые сейчас принимают за следы жизни возрастом около четырех миллиардов лет, на самом деле могут представлять собой обычные безжизненные камни. В своей работе астробиологии описывают десятки процессов, способных создавать структуры, имитирующие микроскопические простые формы жизни.

При этом исследователи вовсе не опровергают теорию о том, что в древности Марс временно был обитаем. Они просто призывают будущих исследователей внимательнее относиться к изучаемым ими образцам и отделять органические окаменелости от их небиологических «близнецов».

«В прошлом нас уже обманывали процессы, имитирующие жизнь, - говорит соавтор исследования Джули Космидис, доцент геобиологии Оксфордского университета. - Во многих случаях объекты, похожие на ископаемых микробов, описывались в древних породах на Земле и даже в метеоритах с Марса. Но после более глубокого изучения выяснялось, что они имеют небиологическое происхождение».

По ее словам, новое исследование – это своего рода предостережение, авторы которого призывают к дальнейшему изучению процессов имитации жизни в контексте Марса. Авторы работы уверены, что это поможет ученым избежать тех же ловушек, в которые уже попадали их предшественники. Особенно актуально это стало в последние годы, поскольку Марс изучается все более тщательно.

«На каком-то этапе марсоход почти наверняка найдет что-то, очень похожее на окаменелость, - говорит доктор Шон МакМахон из Эдинбургского университета. - Будет необходимо с уверенностью отличить этот образец от вещества, образованного в результате химических реакций. Для каждого типа окаменелостей существует по крайней мере один небиологический процесс, который создает очень похожие образцы. Поэтому существует реальная потребность в улучшении нашего понимания того, как образуются эти структуры».

Ученые отмечают, что описанные в работе химические процессы действительно способны имитировать следы жизни. Они создают отложения, которые выглядят как окаменелые бактериальные клетки и молекулы на основе углерода, что очень напоминает «строительные блоки» известной нам формы жизни.

По материалам сайта rg.ru