Главная » 2021 » Июль » 22 » Вблизи центра Млечного Пути были обнаружены одинокие планеты
Вблизи центра Млечного Пути были обнаружены одинокие планеты

Астрономы обнаружили свободнолетающие планеты близ центра Млечного Пути

Используя старые данные телескопа Kepler, ученые идентифицировали четыре далекие планеты-сироты, потерявшие связь со своими звездами и одиноко летящие в окрестностях центрального балджа нашей Галактики.

Космический телескоп Kepler — охотник за далекими экзопланетами — завершил свою непростую миссию в 2018 году. Однако астрономы до сих пор продолжают анализировать собранные им данные. Благодаря Kepler обнаружили больше 2000 далеких планет, и немало указанных с его помощью кандидатов ожидают подтверждения. Недавно этот список пополнился еще четырьмя планетами-сиротами в районе центра Млечного Пути. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планеты-сироты выброшены из материнской системы под влиянием гравитации массивных соседей и совершают более или менее свободный полет в межзвездном пространстве. Предполагается, что такое некогда произошло и в Солнечной системе, да и вообще подобные объекты чрезвычайно распространены в нашей Галактике, хотя оценки их количества разнятся на порядки.

Обнаружить темную планету-сироту особенно сложно: для этого необходимо заметить момент ее случайного прохождения на фоне более далеких звезд и зафиксировать гравитационное микролинзирование их излучения — искажение притяжением невидимого напрямую объекта.

В поисках таких сигналов международная команда астрономов во главе с Иэном Макдональдом (Iain McDonald) из Манчестерского университета обратилась к данным миссии Kepler K2.

С весны до лета 2016 года телескоп время от времени наблюдал многочисленные звезды в районе балджа Млечного Пути — центрального «вздутия», — поэтому ученые решили, что у него было достаточно шансов запечатлеть события микролинзирования. Анализ данных Kepler обнаружил более 20 таких сигналов, четыре из которых авторы связали с небольшими — не крупнее Земли — планетами-сиротами. Это свидетельствует, что такие объекты действительно широко распространены.

Продолжительность сигналов варьировалась от одного часа до десяти дней. Четыре самых коротких сигнала соответствуют объектам, размер которых сопоставим с Землей. В то же время короткие сигналы не сопровождались более длительными, которые могли бы подтвердить присутствие неподалеку какой-либо родительской звезды.

В отличие от тел, вращающихся вокруг звезд по регулярной орбите, повторить подобное наблюдение для свободнолетящих планет вряд ли возможно, поэтому они навсегда остаются в ранге «кандидатов». Нельзя уточнить и условия на них. Скорее всего, эти миры представляют собой ледяные безжизненные пустыни, хотя, по некоторым данным, даже планеты-сироты могут подогреваться собственными недрами до вполне приемлемых температур.

Специалисты пришли к выводу, что это события могут указывать на наличие в Галактике свободно летящих планет. Изначально они сформировались в общем протопланетном облаке, однако затем по каким-либо причинам их выкинуло в открытый космос. Возможно, в этом постарались гравитационные силы их более массивных «соседей». Будущие миссии Nancy Grace Roman и «Евклид», разработанные NASA и ESA, будут направлены на подробное изучение одиноких планет.

По материалам naked-science