Главная » 2020 » Апрель » 23 » Загадочной планеты Дагон на самом деле не существует
Загадочной планеты Дагон на самом деле не существует

Загадочной планеты Дагон на самом деле не существует, выяснили астрономы

Раскрыта тайна внесолнечного мира в системе близкой к нам звезды, который постепенно исчезал. Объединив наблюдения за звездой Фомальгаут, собранные космическим телескопом «Hubble» за 9 лет, астрономы выяснили, что исчезающая из виду экзопланета Дагон на самом деле является расширяющимся облаком пыли, образовавшимся в результате столкновения двух крупных тел. Экзопланета Дагон, также известна как Фомальгаут b.

Это первый случай фиксации такого катастрофического события на столь ранней стадии, который может многое рассказать об эволюции планетных систем. Результаты наблюдений и необычные выводы ученых представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Нам невероятно повезло, что мы посмотрели в нужное время в нужное место, уловив столь редкое событие, которое, по нашим расчетам, происходит в этой системе не чаще, чем раз в 200 тысяч лет. Мы увидели пример того, как планеты уничтожают друг друга», – рассказывают авторы исследования.

Фомальгаут является яркой молодой звездой, расположенной на расстоянии 25 световых лет от нас в направлении созвездия Южная Рыба. Ее возраст оценивается всего в 200 миллионов лет, а продолжительность жизни – в миллиард лет.

Система Фомальгаут изучается астрономами на протяжении многих лет, и в 2008 году, основываясь на снимках «Hubble», было объявлено об открытии в ней методом прямой визуализации экзопланеты Дагон. Последующие исследования пытались определить параметры объекта, однако их результаты имели большой разброс в зависимости от моделируемого окружения и природы внесолнечного мира: масса варьировалась от массы Марса до двух масс Юпитера. С продолжительностью года тоже было не все ясно, предполагалось, что она может достигать 1700 земных лет.

Однако наиболее интригующим оказалось то, что эта мистическая экзопланета, во-первых, была слишком яркой и, во-вторых, постепенно практически исчезла из виду. Кроме этого она не проявляла никаких признаков инфракрасного теплового излучения – опять же, весьма необычно, поскольку молодая планета должна сиять в инфракрасном диапазоне.

Такая непостоянность Дагона привела к тому, что его неоднократно «закрывали» и «открывали», находя различные объяснения его странному поведению. Но теперь, похоже, все встало на свои места.

«Мы проанализированы все имеющиеся архивные данные наблюдений «Hubble» за системой Фомальгаут и выявили у Дагона свойства, вместе указывающие на то, что он не является планетой. Наша интерпретация наблюдений заключается в том, что объект оказался медленно расширяющимся облаком пыли, созданным в результате недавнего столкновения двух кометоподобных тел размером до 200 километров», – заявили авторы исследования.

Загадочной планеты Дагон на самом деле не существует

Смоделированное рассеивание облака из пыли в системе звезды Фомальгаут, которое ранее считалось экзопланетой Дагон. Credit: NASA, ESA, A. Gáspár and G. Rieke/University of Arizona

Хотя этот необычный сценарий уже предполагался ранее, не имея большего набора данных, астрономы посчитали чрезвычайно маловероятным фиксацию такого события в месте расположения Дагона.

В настоящий момент, по расчетам ученых, облако расшилось до размеров, превышающих расстояние от Земли до Солнца, и, состоя из частиц пыли размером около 1 микрона, находится вне зоны чувствительности «Hubble». Кроме этого, наблюдения показали, что объект, скорее всего, движется не по эллиптической орбите вокруг Фомальгаут, как ожидается для планет, а покидает систему под действием излучения звезды.

В первый год работы телескопа NASA «James Webb» астрономы планируют рассмотреть более близкие к Фомальгаут теплые области системы в поисках источника тел, породивших облако. Ученые также надеются отыскать у нее настоящие планеты, которые, возможно, ожидают своего открытия.

Просмотров: 112 | Добавил: Tatika | Теги: новости, Телескоп, облако, экзопланета, Дагон | Рейтинг: 5.0/1