Главная » 2015 » Июнь » 6 » Земные микробы могут выживать на Марсе
Земные микробы могут выживать на Марсе

Ученые: земные микробы могут выживать при марсианском давлении воздуха

Американские астробиологи показали, что земные метаногенные археи могут выживать не только при марсианских температурах но и при сверхнизком давлении воздуха, которое господствует на Марсе.

Международная группа астробиологов выяснила, что некоторые земные метаногенные микробы-"моржи" могут не только переносить крайне низкие температуры, господствующие на Марсе, но и крайне малое давление воздуха, в сотни раз меньше земного, сообщает пресс-служба университета Арканзаса.

"Эти организмы являются идеальными кандидатами на роль первых представителей жизни на Марсе. Все метаногенные виды архей выжили после переезда в условия низкого давления, и продолжили выделять метан после каждого эксперимента и переезда из одной среды в другую. Наша работа является большим шагом вперед в деле проверки того, существуют ли подобные микроорганизмы на Марсе или могут ли они там существовать", — заявила Ребекка Микол (Rebecca Mickol) из университета Арканзаса в Файеттвилле (США).

Как объясняют ученые, в последние годы планетологи, астробиологи и другие специалисты активно спорят о том, существуют ли микробы в приповерхностных слоях почвы Марса, где есть жидкая вода, куда почти не проникают космические лучи и где относительно тепло.

Когда марсоход Curiosity впервые "принюхался" и проанализировал состав воздуха и содержимое почвы Марса в 2012 и в 2013 годах, ученым не удалось найти в них следов метана. Однако буквально через несколько месяцев датчики ровера зафиксировали сразу несколько всплесков в концентрации метана.

Впервые научная команда Curiosity решилась заявить об этом открытии в декабре 2014 года, и представила свои выводы в журнале Science в январе 2015 года, и это заявление сразу вызвало массу критики со стороны  ряда других планетологов. Они посчитали метан побочным продуктом работы самого марсохода, или же следами каких-то "неживых" процессов в почве Марса.

Микол и ее коллеги предоставили новые свидетельства в пользу того, что микроскопическая жизнь может в принципе существовать на Марсе, экспериментируя с четырьмя штаммами метаногенных архей, живущими в экстремальных условиях на Земле.

В ходе этих экспериментов ученые проверяли, смогут ли микробы пережить резкие перепады температур и циклы замерзания и оттаивания, существующие даже в экваториальных широтах Марса, а также попытались выяснить, как археи отреагируют на понижение давления воздуха до марсианских значений.

Как показали опыты, микробы-"марсонавты" не только выжили, но и продолжали нормально перерабатывать питательные вещества и выделять метан. Это говорит о том, что они полностью приспособились к жизни в новых условиях и не стали превращаться в споры, пытаясь дотянуть до лучших времен.

По мнению Микол, результаты этих экспериментов показывают, что данные с инструментов Curiosity могут действительно указывать на присутствие микробов на Марсе, хотя шансы на это остаются относительно небольшими.

Подтверждение или опровержение этих выводов будет возможно только в 2016 году, после отправки на марс российско-европейского зонда "ЭкзоМарс", который "просветит" атмосферу Марса на предмет присутствия в ней метана, а также после того, как индийские ученые представят публике итоги работы зонда MOM, изучающего сегодня верхние слои воздушной прослойки красной планеты.

Просмотров: 1370 | Добавил: Tatika | Теги: марс, новости, жизнь, микробы | Рейтинг: 0.0/0