Главная » Статьи » Бескрайний космос

Что же происходит со звездой Бетельгейзе?

Звезда Бетельгейзе начала стремительно «гаснуть» – она может превратиться в сверхновую. Что об этом известно?

Бетельгейзе является яркой звездой в созвездии Ориона. Красный сверхгигант, ин­тен­сив­но те­ряю­щий газ из ат­мо­сфе­ры, полуправильная переменная звезда, блеск которой изменяется от 0,0 до 1,3 звёздной величины. Красный цвет звезды, легко заметный при наблюдениях невооружённым глазом, соответствует. Минимальная светимость Бетельгейзе больше светимости Солнца в 80 тысяч раз, а максимальная — в 105 тысяч раз.

По оценке 2017 года, расстояние до звезды составляет 222 парсека с точностью −34/+48 парсеков (приблизительно от 613 до 881 светового года). Это одна из крупнейших среди известных астрономам звёзд. Если её поместить на место Солнца, то при минимальном предполагаемом размере она заполнила бы орбиту Марса, а при максимальном — достигала бы орбиты Юпитера.

Масса Бетельгейзе составляет приблизительно 17 солнечных масс. Возможно, имеет близкий спутник. На­блю­да­ют­ся из­ме­не­ния бле­ска ма­лой ам­пли­ту­ды с пе­рио­да­ми от 150 до 450 суток. Является переменной звездой, при пульсациях су­ще­ст­вен­но ме­ня­ет­ся её диаметр и блеск.

Если Бетельгейзе взорвется, то человечество будет наблюдать за вспышкой, состоявшейся 700 лет назад. В конце 2019 года астрономы, наблюдавшие за одной из самых ярких звезд на небе, красным гигантом Бетельгейзе в созвездии Ориона, заметили необычное поведение небесного тела. Начиная с декабря, звезда стала постепенно терять яркость. Сейчас она имеет лишь 36% от показателя, который был до этого.

Недавно астрономы опубликовали фото небесного тела, снятые с помощью телескопа European Southern Observatory. Оказалось, что звезда не только темнеет, меняется и ее форма.

Одна из самых ярких звезд на небе

Бетельгейзе – переменная звезда. Таким небесным телам свойственно становиться то ярче, то тускнеет и меняться в размере, когда температура внутри поднимается или падает. Потеря яркости Бетельгейзе в декабре была достаточно ожидаемой – до этого звезда периодически то тускнела, то становилась ярче, каждые 425 суток.

Однако вместо того, чтобы снова стала излучать больше света, звезда начала дальше "гаснуть" – это беспрецедентный случай за всю историю наблюдений за Бетельгейзе. Магнитуда потемнения недавно превысила 1,56, пишет CNN. Уникальный феномен удалось зафиксировать в период от декабря до января с помощью European Southern Observatory и инструмента SPHERE - спектрометрического высококонтрастного инструмента исследования экзопланет.

В начале 2019 года команда европейских астрономов сделала детальные снимки поверхности Бетельгейзе. В декабре, когда звезда стала тусклее, исследователи сравнили изображения звезды и выяснили, что как на поверхности Бетельгейзе, так и в пыли, что ее окружает, возник ряд отличий.

Если в январе 2019 года звезда выглядела как яркая сфере, то уже в декабре ситуация изменилась – в верхней части звезды можно было увидеть яркий участок, а в нижней – располагался более тусклый.

Превратится ли Бетельгейзе в сверхновую

Из-за нетипичного поведение Бетельгейзе ряд ученых предполагает, что вскоре звезда может вспыхнуть и превратиться в сверхновую. Однако, когда именно это произойдет – точно неизвестно. Как отмечается в материале CNN, взрыв может произойти как в течение следующих нескольких недель, так и 100 тысяч лет.

Существенная погрешность объясняется тем, что существует ряд факторов, которые ученые до сих пор не знают о Бетельгейзе. Она до сих пор настолько яркая, что наблюдать и изучать ее с помощью телескопов сложно. Известно, что Бетельгейзе, по меньшей мере, несколько миллионов лет. Расположена звезда на расстоянии 700 световых лет от Земли.

Звезду не зря называют «супергигантом» – по данным NASA, ее размер приближается к диаметру орбиты Юпитера, а масса превышает массу Солнца в 11-12 раз. Однако данных о точных размерах нет. А именно такие показатели как масса, яркость и расстояние могут рассказать о том, как звезда эволюционировала.

Сейчас ученые планируют продолжить наблюдение за звездой и обновить Astronomer's Telegram, который используется для оповещения других астрономов о потенциальных сверхновых или кометах.

Если Бетельгейзе действительно превратится в сверхновую, и ученые станут свидетелями этого, это станет уникальным опытом. Когда сверхновая появится, она будет казаться такой же яркой, как полная луна, и будет оставаться в таком же состоянии в течение недель, постепенно тускнея. Ее можно будет увидеть невооруженным глазом в течение как минимум 6 месяцев. Примечательно, однако, что если Бетельгейзе-таки взорвется, то, учитывая расстояние до звезды, человечество будет наблюдать за вспышкой, что состоялась очень давно, 700 лет назад.

Другая гипотеза, объясняющая уменьшение яркости Бетельгейзе, заключается в том, что звезда выпустила облако пыли, которое затмевает ее. Чтобы убедиться, так ли это в действительности, астрономы использовали другой прибор, известный под названием VISIR. Несмотря на то, что главным назначением прибора является поиск планет, пригодных для жизни, вокруг звезд, он также хорошо раскрывает Бетельгейзе, отмечает Science Alert.

На изображении можно увидеть инфракрасный свет, излучаемый пылью, которая окружала Бетельгейзе в декабре 2019. Он напоминает пламя вокруг звезды – однако на самом деле это огромное количество материала, который сбрасывает Бетельгейзе, приближаясь к последнему этапу своей жизни.

Категория: Бескрайний космос | Добавил: Tatika (21.02.2020)
Просмотров: 137 | Теги: Бетельгейзе, космос, звезда, сверхновая | Рейтинг: 0.0/0

Что же происходит со звездой Бетельгейзе?