Главная » Статьи » Бескрайний космос

Могут ли инопланетяне быть искусственным интеллектом

Что, если инопланетяне, которых мы так ищем, — это искусственный интеллект?

Более века мы рассказывали космосу о своем существовании. В этом году, слабый сигнал от первого в мире крупного телевизионного события — организованной нацистами в 1936 году Олимпиады — достиг нескольких потенциально обитаемых планет. Первый сезон «Игры престолов» уже достиг ближайшей звезды за пределами нашей Солнечной системы. Поиск внеземной жизни, который мы проводим, подразумевает, что наши космические соседи органические. Но что, если мы имеем дело с искусственным интеллектом?

Почему они не отвечают?

Есть масса очевидных ответов. Возможно, никаких разумных космических пришельцев недалеко от нас (по космическим меркам) не существует. Возможно, они никогда не стали чем-то большим, чем микробная слизь, или, послушав наши телепередачи, решили, что от нас лучше держаться подальше. Существует и другое объяснение: они совершенно на нас не похожи.

«Если мы действительно обнаружим сигнал, не стоит ожидать, что он придет от какой-то мягкой инопланетной протоплазмы с микрофоном на другом конце провода», говорит Сет Шостак, старший астроном в организации SETI, которая занимается поиском внеземного разума.

SETI активно ищет признаки разумной внеземной жизни уже более полувека. Несмотря на дразнящие сигналы (вроде этого недавнего), до сих пор она оставалась ни с чем. Но Шостак полагает, что мы должны продолжать поиски и одновременно с этим задумываться о том, какими эти инопланетяне могли бы быть.

«Возможно, самое важное, что мы можем сделать, это создать собственных преемников, — говорит Шостак. — Если мы сможем разработать искусственный интеллект через несколько сотен лет или там изобрести радио, любые инопланетяне, которых мы могли бы услышать, прошли через это давным-давно».

«Другими словами, — говорит он, — большинство представителей разума в космосе, готов поспорить, представлены искусственным интеллектом, и это может разочаровать любителей кино, которые привыкли думать о маленьких серых человечках с большими глазами, без одежды, волос и чувства юмора».

Этот аргумент предполагает, что существ, которые построили первый искусственный интеллект — серые человечки, разумные существа из других измерений, стражи галактики, умные деревья или еще кто — больше нет.

«Ну, они могли бы быть», уступает Шостак, «но как только вы разработаете искусственный интеллект, вы можете использовать его для создания мышления следующего поколения и так далее — и за 50 лет вы не только получите машину, которая будет умнее всех предыдущих машин, но и умнее всех людей вместе взятых».

Могут ли инопланетяне быть искусственным интеллектом

«Большой вопрос», говорит астроном и автор «Поиска близнеца Земли» Стюарт Клар, «в том, станет ли этот ИИ сознательным и определит ли свои собственные цели, решив, что ему не нужны биологические создания».

От сознательных машин смерти из книг «Берсерк» до киборгов в «Звездном крейсере Галактика» или «Терминаторе», научная фантастика определенно любит тему ИИ, которые уничтожают своих более приземленных биологических создателей. Это, однако, не обязательно будет путем каждой технологической цивилизации. Искусственный интеллект — действительно мыслящие машины с синтетическим супермозгом — вообще может быть чем-то невозможным.

«Я вот не считаю это чем-то неизбежным, — говорит Кларк. — Но важно то, что мы ищем что-то, что может быть хоть немного похоже на нас, и ограничиваем этим результаты своего поиска».

Где искать внеземной разум?

SETI использует массив радиотелескопов в Калифорнии для поиска сигналов. Принимающие сигналы блюдца направлены на звездные системы, в которых были обнаружены другие планеты, как силами наземных, так и космических телескопов. Эти планеты могут иметь жидкие океаны и жизнь, поддерживать атмосферу и даже какую-то жизнь. Но ведь машинный интеллект мог бы существовать где угодно.

«В этом вся проблема», говорит Шостак. «Они не только могут быть где угодно, для них имело бы смысл отправиться в такие места во Вселенной, где есть большие источники энергии — если вы проводите много умственной работы, вам потребовалось бы много энергии. Может, здесь нужно искать?».

Если это так, SETI может искать совсем не там, где нужно. «Вместо того, чтобы заводить целые поля радиотелескопов, возможно, лучше было бы потратить деньги на оснащение каждой лаборатории оборудованием, которое будет изучать каждый полученный сигнал в поисках повторяющихся», говорит Кларк.

Могут ли инопланетяне быть искусственным интеллектом

Согласится ли каждая обсерватория на переоборудование в рамках SETI, это еще стоит посмотреть. Но такая технология могла бы привести и к другим удивительным астрономическим открытиям. Мы, к примеру, теперь знаем, что пульсары — это быстро вращающиеся нейтронные звезды. Когда Джоселин Белл открыл первые эти осциллирующие сигналы в 1967 году, кембриджская группа полушутя обозначила их LGM1 (что расшифровывается как «маленькие зеленые человечки»).

В краткосрочной перспективе, SETI вероятнее всего продолжит свои поиски жизни на планетах земного типа. Но как говорит Шостак, «со временем, если у нас появятся идеи того, где можно было бы найти синтетический интеллект, думаю, мы будем проводить все больше и больше экспериментов, направленных на это».

Другой подход мог бы заключаться в передаче сообщений с Земли в целевые регионы космоса. Это спорная стратегия, которая, по мнению Стивена Хокинга, могла бы поставить Землю под угрозу атак и эксплуатации извне. «Нам достаточно взглянуть на себя, чтобы увидеть, как разумная жизнь превращается в нечто, с чем нам не хотелось бы встречаться», предупреждал он в 2010 году.

«Я не согласен», говорит Шостак. «Но у SETI нет вещательных возможностей, и даже если бы мы этим занимались, потребовалось бы много времени на то, чтобы получить ответ — в зависимости от того, как близко к нам инопланетяне».

Итак, подобрались ли мы хоть немного к ответу на вопрос, какого рода интеллект преобладает во Вселенной — искусственный или нет? «Думаю, мы не можем это утверждать, но и отрицать тоже, — говорит Шостак. — Мы выбрали немного неправильный подход, но я думаю, слишком рано думать об окончательном ответе».

Кларк с ним согласен. «Думаю, SETI стоит обобщить свой поиск как можно сильнее, — говорит он. — Ответ на вопрос, есть ли во Вселенной разумная жизнь, будет иметь далеко идущие последствия для всех нас, и одно только это дает SETI возможность продолжать работу и дальше».

Категория: Бескрайний космос | Добавил: Tatika (02.10.2016)