Главная » Статьи » Бескрайний космос

Троянский спутник Сатурна

О «троянском» спутнике в системе Сатурна, о загадочных потоках грунта без ветра и дождя и о генеалогии Кроноса рассказываем в заметке о еще одном необычном открытии Cassini.

У самой окольцованной планеты Солнечной системы очень много спутников. Минимум 62, не у всех из них даже есть названия. И так получается, что большую часть внимания неспециалисты уделяют большим спутникам, особенно если они обладают каким-то интересным внешним признаком. Например, похожий на «Звезду Смерти» Мимас. Если маленький, но очень приметный, тоже сойдет. Например, «космический пельмень» Пан. Однако в их тени (фигурально, конечно) вращаются другие спутники, не менее достойные пусть краткого, но все же обстоятельного рассказа о них.

Мимас был открыт королевским астрономом Великобритании Гершелем Уильямом в 1789 году. Именно Гершель создал самый большой в мире телескоп с диаметром зеркала 1,26 метра и фокусным расстоянием 12 метров. С его помощью астроном открыл два новых спутника Сатурна: Мимас и Энцелад.

Пан, названный в честь древнегреческого бога Пана, найден на снимках Марком Шоуолтером, сотрудником Института программы по поиску внеземных цивилизаций (SETI). Ни одного инопланетянина он пока не нашел, зато на его счету шесть спутников планет и три планетарных кольца.

Спутник Елена, он же S/1980 S 6, он же Диона Б, был открыт уже в наше время, но, что удивительно, не экспедицией Voyager, а с Земли. Открытие совершили французские астрономы Пьер Лаке, Шарль Деспио и Жан Лекашо в обсерватории Пик-дю-Миди в Пиренеях. Они наблюдали Сатурн в тот момент, когда его кольца встали ребром по отношению к Земле, оказавшись невидимыми.

Обсерватория Пик-дю-Миди в Пирнеях. Wikimedia Commons

«Путешественники» NASA прибыли в окрестности Сатурна несколько позже. Официальное название этот спутник получил восьмью годами позже: в 1988 году его назвали Еленой, в честь Елены Троянской. Она, как мы помним, была не только Прекрасной и той, из-за которой разгорелась Троянская война, но и внучкой Кроноса, греческого аналога Сатурна (согласно легенде, сын Кроноса Зевс в виде Лебедя вошел в Леду и таким образом зачал Елену).

Причем тут троянцы? Дело в том, что так называют еще и коорбитальные объекты. Так, Елена движется в точке Лагранжа L4 системы Сатурн – Диона. Что это значит? Елена движется по той же самой орбите, что и гораздо более крупная Диона, но все время опережает ее на одну шестую замкнутой траектории. Всего таких «троянских» спутников в Солнечной системе известно четыре: по два на орбите Дионы и Тефии.

Первое более-менее приличное наблюдение Елены провел все тот же Voyager 2. На его снимке видно бесформенное нечто размерами 43,4 × 38,2 × 26 километров. Интересно, что диаметр Дионы, о которой мы еще расскажем, превышает тысячу километров. Также по этому снимку удалось вычислить массу спутника и его отражательную способность, которая оказалась достаточно высокой.

Дальше очередь была уже за Cassini. Он несколько раз сближался с Еленой на очень небольшие расстояния, сумев передать снимки с разрешением полторы сотни метров на пиксель.

Первое, что бросается в глаза, — это отсутствие крупных кратеров. Все обледенело, покрыто измельченным грунтом — реголитом. Удивительные детали нашлись на ведущей стороне необычного спутника: странные «потоки» грунта, которые будто созданы ветром или дождем, которых на таком небольшом теле быть не может. Пока что происхождение этих образований остается загадкой.

Категория: Бескрайний космос | Добавил: Tatika (15.11.2017)