Главная » Статьи » Бескрайний космос

Венера, а не Земля, могла быть лучшим шансом для жизни

Если бы мы могли вернуться на 4,5 миллиарда лет назад, к первым дням Солнечной системы, мы бы увидели молодую звезду G-класса с четырьмя твердыми мирами в пределах нашего пояса астероидов. Как и у многих из звездных систем, обнаруженных «Кеплером», эта конфигурация относительно распространена; в нашей галактике миллиарды и миллиарды систем начинались так же, как и наша. Но молодые миры новорожденной Солнечной системы сильно отличались от тех, что мы имеем сейчас, а вместе с ними и Солнце.

Когда-то давно атмосфера Венеры была очень тонкой, если сравнивать даже с толщиной современной атмосферы Земли. А вот Земля, напротив, была другой: много метана, аммиака, водного пара, водорода и практически никакого кислорода. Солнце было тусклее, чем сейчас: 80% от современной светимости. Если собрать все это в кучу и заново запустить Солнечную систему — могли бы ингредиенты для жизни сложиться на Венере быстрее, чем на Земле? Возможно, Венера бурлила жизнью, в то время как на Земле все только начиналось?

Даже если изначальные условия Солнечной системы были бы такими же, все могло пойти совсем по-другому. Возможно, поэтому стоит пересмотреть наше любимое предположение: возможно, обитаемая зона не должна определяться по месту нахождения планеты земного размера с атмосферой, подобной земной, на которой сложились нужные условия давления и температуры, чтобы могла существовать жидкая вода? Возможно, нам стоит подумать о том, что толчок в неправильном направлении мог превратить Землю в расплавленный ад или замороженную пустошь, а такой же толчок — сделать Венеру или Марс раем? В общем, нам стоит подумать о том, что «потенциально обитаемая зона» звезды намного шире — и разнообразнее — чем мы думали.

Именно об этом Адриан Ленардик и его коллеги рассказывают в своей последней статье, опубликованной в журнале Astrobiology. Они исследуют возможность того, что если бы вы заново запустили Солнечную систему с небольшими, едва заметными изменениями начальных условий, тогда Венера, Земля или даже Марс (или вообще все трое) могли бы заиметь жизнь. Схожий размер и состав Венеры и Земли, их очевидно похожая история жизни, но такой разный результат когда-то считали само собой разумеющимся. Но по мере обнаружения все большего числа планет, мы приходим к выводу, что правда может быть совершенно другой.

«Если бы вы заново запустили эксперимент, получилась бы Солнечная система такой же или нет? Долгое время этот необычный вопрос был чисто философским. Теперь, когда мы наблюдаем солнечные системы и другие планеты вокруг других звезд, мы можем подойти к этому вопросу с позиции науки. Если бы мы нашли экзопланету на месте Венеры с очевидными признаками жизни, мы бы поняли, что наблюдаемое в нашей солнечной системе не является универсальным», говорит Ленардик. Готовятся новые миссии по изучению экзопланет, и потенциально обитаемое может смениться обитаемым. Ученые уже готовы сделать прямые снимки поверхностей твердых планет или увидеть, как звездный свет, проходящий через атмосферу, указывает на океаны, континенты, времена года и, возможно, богатую кислородом среду.

Но ведь отсутствие кислорода ни о чем не говорит? В конце концов, жизнь на Земле существовала миллиарды лет, прежде чем наша атмосфера стала богатой кислородом, а еще 2-3 миллиарда лет назад на нашей планете вовсе могло не быть тектоники плит. «Когда я был студентом, о некоторых вещах даже и подумать не могли, — говорит Ленардик. — Наша работа во многом говорит о воображении, в пределах законов физики, химии и биологии, того, как все могло бы протекать на разных планетах, не только тех, к которым у нас есть доступ. Как по мне, нам не стоит ограничивать воображение, поскольку оно может привести к альтернативной гипотезе».

Подобно тому, как расположение планеты, давление, температура, состав, магнитные и геологические свойства могут влиять на существование жизни на поверхности, сама жизнь может изменять свойства планеты, и как — мы пока не понимаем в полной мере. Изучая инопланетные миры, мы можем обнаружить, что жизнь куда более распространенное явление — а обитаемые миры гораздо более разнообразны — чем считалось ранее.

СПРАВКА

Венера – вторая от Солнца планета, является наиболее приближенной к Земле и, пожалуй, самой красивой из планет земной группы. Она тысячелетиями приковывала к себе любопытные взгляды от ученых древности и современности, до простых смертных поэтов. Недаром она носит имя греческой богини любви. Но ее изучение скорее прибавляет вопросы, чем дает какие-нибудь ответы.

На первый взгляд, если бы у Земли был близнец, то это была бы Венера. Эти две планеты подобны в размере, массе, составе, и расстоянии от Солнца. Но на этом общие черты заканчиваются. У Венеры нет никакого океана. Венера имеет густые, быстро вращающиеся облака, которые заманивают поверхностную высокую температуру в ловушку, создавая парниковый эффект с температурой, достаточно горячей, чтобы расплавить свинец. Давление, настолько интенсивное, что человек на Венере чувствовал бы на себе давление, подобное давлению на глубине900 метров в Земном океане. Эти облака отражают солнечный свет в дополнение к парниковому эффекту. Поскольку Венера отражает так много солнечного света, это обычно — самая яркая планета в вечернем небе.

Атмосфера состоит в основном из углекислого газа, с облаками серных кислотных капелек. Небольшое количество следов воды было обнаружено в атмосфере. Поверхностная температура Венеры более чем 470 градусов Цельсия (880 градусов по Фаренгейту). Исследования, которые проводились на Венере, были не продолжительными (всего несколько часов), так как исследовательские аппараты разрушались невероятно высокими температурами.

Год на Венере (орбитальный период) составляет приблизительно 225 Земных дней, в то время как период вращения планеты составляет 243 Земных дня. День Венеры приблизительно равен 117 Земных дней. Венера вращается с востока на запад, а Земля с запада на восток. На Венере Солнце восходит на западе и заходит на востоке. Облачный покров Венеры вращается с запада на восток с периодом в 4 Земных дня. Это значит, что на уровне облачного покрова дуют сильные ветры со скоростью около 100 метров в секунду.

Приблизительно 90 процентов поверхности Венеры это — недавно укрепленная лава базальта. Скорей всего, этот базальт образовался 300 — 500 миллионов лет назад из-за извержений вулканов. У Венеры есть железное ядро приблизительно 3 000 километров (1 200 миль) в радиусе. У Венеры нет никакого глобального магнитного поля, хотя его основное железное содержание подобно той, что на Земле. Венера вращается слишком медленно, чтобы произвести магнитное поле, как у Земли.

Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа (96 %) и азота (почти 4 %). Водяной пар и кислород содержатся в ней в мизерных количествах (0,02 % и 0,1 %). Атмосферное давление на поверхности достигает 93 атм, а температура — 737 К. Это даже превышает температуру поверхности Меркурия, находящегося вдвое ближе к Солнцу.

Категория: Бескрайний космос | Добавил: Tatika (19.07.2016)