Главная » Статьи » Интересное о разном


«Чужой. Завет»: космический хоррор или философский трактат

 

«Чужой. Завет»: космический хоррор или философский трактат

«Чужой. Завет»: космический хоррор или философский трактат. Чего ждать от нового фильма Ридли Скотта

 

В прокат вышел «Чужой. Завет» Ридли Скотта — продолжение «Прометея» и шестая картина во вселенной Чужого. В главной роли — Майкл Фассбендер. Космический корабль «Завет» попал на далекую планету, которую сначала члены экипажа приняли за неизведанный рай, но оказалось, что это самый настоящий ад. Похоже, что вместо хоррора у Ридли Скотта получилась религиозная притча или даже философский трактат.

 

Если в вашем представлении «Чужой» — хоррор, где по космическому кораблю или какой-нибудь планете бегает черное чудище с кислотой вместо крови и пожирает людей одного за другим, то новая картина не для вас. Лучше пересмотрите старую, классическую. Здесь перед нами не столько приквел «Чужого» 1979 года, сколько прямое продолжение «Прометея». Тот фундаментальный, недооцененный и до конца не понятый фильм разжег мрачное пламя, полыхающее в полную силу в «Чужом. Завете».

Сегодня Ридли Скотту под 80, он давно уже небожитель, добившийся всего, на что может рассчитывать в жизни человек его профессии. И имеет право дать отповедь многочисленным продолжателям (в числе которых Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Жан-Пьер Жене) и эпигонам: вы снимали не о том. Все больше о человеческом — чувствах, комплексах, пороках и достоинствах. А надо было о сверхчеловеческом, если не сказать «божественном». Что ж, «Прометей» и «Завет» именно об этом.

«Завет», кстати, — это название космического корабля. Скотт не чурается откровенного, старомодного, бронебойного, но совсем не лишнего в коммерческом фильме символизма. В первой же сцене вы увидите «Рождество» Пьеро делла Франческа, услышите фортепианную версию «Входа богов в Валгаллу» из вагнеровского «Золота Рейна» (наступит срок и для оркестровой) и столкнетесь нос к носом с копией в натуральную величину «Давида» Микеланджело (он настолько высокий, что пробивает головой потолок). В его честь и окрестит себя андроид Дэвид, знакомый нам по «Прометею». Как мы понимаем, если только что созданный искусственный человек сам себе дает имя, игнорируя волю создателя и в первые минуты жизни вступая с ним в спор, то он — нечто большее, чем робот.

Собственно, Прометей здесь — не столько титан из трагедии Эсхила (знакомый миллионам советских детей по одноименному мультфильму), сколько герой «Франкенштейна» Мэри Шелли, носившего подзаголовок «Современный Прометей». Ведь Прометей до того, как дать людям огонь, этих людей создал. Пошедший по его стопам Виктор Франкенштейн сотворил своего Монстра, за что поплатился еще страшнее, чем его античный прототип. Создание восстало и вечно преследовало творца, уничтожая все, что тому было дорого, отмщая свою неприкаянность и одиночество. Таков же сюжет «Завета»: если бога — или богов — не существует, если человек в своей гордыне готов их победить, то и его собственное творение когда-нибудь восстанет. История цивилизации циклична. Маленький и, кажется, слабый Давид вырастет до микеланджеловского исполина, когда убьет великана Голиафа. Неправдоподобно стремительный, какой-то сказочный рост Чужого в новом фильме кажется лучшим тому подтверждением.

Ветхозаветный гнев в мире Ридли Скотта сменяет евангельскую цивилизованную благость. В самом начале путешествия «Завета» погибает капитан корабля (смешно, на эту роль выбрали вездесущего Джеймса Франко), который в одной из финальных фотографий появляется как Христос среди учеников — снимок явно отсылает к Тайной Вечере. Но воскресения не будет. Все наоборот: предстоит геноцид Создателей, форменные кары египетские. Никакого всепрощения, никаких надежд на подставленную другую щеку и любовь к врагам. Содом и Гоморра, шум и ярость.

«Чужой. Завет»: космический хоррор или философский трактат

Культурные аллюзии — не фантазия критика; картина в самом деле невероятно плотно насыщена цитатами. Например, нашлось место для сонета мужа Мэри Шелли, Перси Биши Шелли, «Озимандия», который цитирует Дэвид. Там есть слова и о путнике, и о статуе, и о надменном пламени, а последние две строки кажутся точным описанием планеты, куда после случайной аварии приземляется «Завет»: «Кругом нет ничего… Глубокое молчанье… Пустыня мертвая… И небеса над ней…»

Дальше: из космоса корабль направляется на таинственную планету, ведомый странным напевом, случайно пойманным радиосигналом, — это песня Джона Денвера «Take me home, country roads», дом в ее тексте назван «Почти раем». Разумеется, потерянный и обретенный Рай ожидаемо оборачивается Адом. Эта мелодия, как звук дудочки гамельнского крысолова, позже аукнется в сцене, где роботы пытаются играть на флейте, предваряя это диалогом, почти дословно цитирующем известную сцену «Гамлета». И так далее, перечислять можно долго.

В «Чужом. Завете» невероятно впечатляющий дизайн — кажется, Скотт осуществил в нем все то, на что не осмелился в «Гладиаторе» и «Исходе». Высококачественные и жуткие сцены поединков с чудовищами.

Чему восхититься? Хотя бы потрясающей, без преувеличения, актерской работе Майкла Фассбендера, кладущего на лопатки остальных — именитых и талантливых — исполнителей. С другой стороны, они в неравном положении: Фассбендеров сразу двое. И друг другу роботы-близнецы задают вопрос, выстраивающий мост между двумя ранними шедеврами режиссера, «Чужим» и «Бегущим по лезвию», — о том, снятся ли андроидам сны. Или это опять из «Гамлета» — «уснуть и видеть сны, быть может?» В конце концов, режиссер англичанин, Шекспир ему дороже Филипа К. Дика.

Среди всех необычных снов, увиденных человечеством за последние десятилетия, самый устойчивый кошмар — придуманный швейцарцем Хансом Руди Гигером ксеноморф, лучше известный нам как Чужой. Многие сказочники пытались излечить нас от этого прилипчивого страха: в финале каждого из фильмов о Чужом его уничтожали, казалось, без следа. Но тот неизменно возвращался как бессмертная, нерасчленимая, вечная материя — наподобие Черного монолита из «Космической одиссеи 2001» (великий фильм Кубрика в «Завете» тоже цитируется). Ридли Скотт не дает особых надежд на хэппи-энд — космический мощный финал его фильма обходится без иллюзий. Зато определенно дает надежду на еще один сиквел.

 

Чужие. Максимально коротко. Пять фильмов в пяти абзацах

«Чужой» (1979)

2122 год. Экипаж космического тягача «Ностромо» получает сигнал с планеты LV-426. Команда высаживается там для проверки и находит корабль с мертвым пришельцем-гигантом и множеством яиц. Из яйца появляется паразит (фейсхаггер), заражает члена экипажа. Из его груди вырывается ксеноморф. Почти весь экипаж погибает в борьбе с «чужим». Спаслись только лейтенант Эллен Рипли (Сигурни Уивер) и кот Джонс.

Важный факт. Все это было подстроено компанией — владельцем корабля «Вейланд-Ютани», которая хотела заполучить «чужого» для своих целей.

«Чужие» (1986)

2183 год. Рипли провела полвека в состоянии гиперсна, ее спасли. Планету LV-426 давно заселили. Однако связь с ней внезапно пропала. Рипли отправляется туда с военными на корабле «Сулако». На планете выжила только девочка Ньют. В схватке с ксеноморфами почти все военные погибают. Колония взрывается. Спаслись только Рипли, Ньют, капрал Дуэйн Хикс и андроид Бишоп.

Важный факт. Поселенцы погибли, потому что «Вейланд-Ютани» отправила их на поиски яиц. Компания хотела сделать из «чужих» биологическое оружие.

«Чужой-3» (1992)

Оказывается, спаслись еще два паразита «чужих». «Сулако» терпит бедствие. Рипли — единственная выжившая. Она попадает на планету Фиорина-161. Там оборудована колония для мужчин-преступников. Один паразит цепляется к псу Спайку, вылупляется и убивает почти всех заключенных. Другой заражает Рипли эмбрионом матки «чужих». Рипли бросается в плавильную печь, чтобы убить себя и ксеноморфа (успешно).

Важный факт. В колонию прилетают представители «Вейланд-Ютани», чтобы заполучить «чужого». Но Рипли их опережает.

«Чужой-4: Воскрешение» (1997)

2379 год (через 200 лет после событий предыдущего фильма). Военные клонировали Рипли. Им нужно достать из нее эмбрион матки «чужих». Выращенные ксеноморфы сбегают из камеры. Они убивают всех, кто не успел покинуть корабль-лабораторию «Аурига». Сам корабль врезается в Землю и взрывается. Спаслись Рипли и андроид Колл.

Важный факт. Единственный фильм, где компания «Вейланд-Ютани» напрямую не представлена.

«Прометей» (2012)

2089 год (за 30 лет до первого фильма). На Земле обнаружены следы древней расы Создателей вместе с картой планеты LV-223. (Это не планета из первой части!) На LV-223 отправляют корабль «Прометей». На планете находят лабораторию Создателей. Там разрабатывают биологическое оружие — это ксеноморфы. Один из Создателей вылетает с этим оружием на Землю, но его корабль сбивают. Единственная выжившая из экипажа «Прометея» — археолог Элизабет Шоу. Она находит на LV-223 еще один корабль Создателей и вместе с андроидом Дэвидом улетает.

Важный факт. Экспедицию организует Питер Вейланд, глава корпорации «Вейланд» (пока без Ютани). Он хотел, чтобы Создатель продлил ему жизнь. Но Создатель убил его.

 

 

По материалам издания «Медуза»

Категория: Интересное о разном | Добавил: Tatika (20.05.2017)
Просмотров: 583 | Теги: интересное, фильм, чужие, Завет, Ридли Скотт | Рейтинг: 3.0/1
 



«Чужой. Завет»: космический хоррор или философский трактат

Понравилась статья? Поставьте оценку, выскажите свое мнение Еще статьи, которые вас заинтересуют
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


При перепечатке материалов с сайта обязательна индексируемая ссылка на http://potustorony.ru

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ


Copyright MyCorp © 2017
Карта сайта

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Рейтинг сайтов Ufolog.ru Сайт о паранормальных явлениях Интеллектуальный каталог ресурсов интернет Рассылка 'Интересные факты необычные новости' Эзотерика и духовное развитие 'Живое Знание'