Главная » Статьи » Интересное о разном |
Влияние музыки на человека: как музыка способна контролировать людей
Каждый вспомнит момент в своей жизни, когда на всем земном шаре не оставалось ничего кроме вас и музыки – яркой, мощной, поглощающей все, в том числе и время. Она научилась делать это давно, когда человек ударил в свой первый барабан. Музыка формирует свое пространствоФилософия и физика учит нас понимать время как континуум, как нечто без начала и конца. Однако для простоты упорядочивания информации и ориентации в пространстве мы решили делить время на условные порции, то есть сделали его дискретным. И если в объективной реальности такое дискретное время выражается стрелками часов, то внутри себя каждый из нас ориентируется по встроенному метроному. Музыка тоже дискретна, но имеет забавное свойство – создавать временной поток, якобы независимый от основного и проходящий с ним параллельно. В этом-то потоке мы себя и теряем. Потребительский саундтрек Музыка подчиняет нашу волю, и исследования служат тому доказательством. В барах, где делают ставку на медленную музыку, дела идут отлично – посетители чувствуют себя расслабленно и активнее заказывают выпивку, чтобы растянуть это чувство. Фоновая музыка в размеренном темпе, звучащая в супермаркетах, заставляет нас тратить на покупки на 38% процентов больше времени, и хорошо, если администрация будет почаще обновлять плейлист – фактор новизны тоже заставляет нас дольше и с интересом ходить между полками и холодильниками. ДрайвНо одно из самых наглядных свидетельств, какими искажающими способностями обладает музыка, выявил Королевский автомобильный клуб. Проведенные его представителями тесты определили «Полет Валькирий» Рихарда Вагнера как самую опасную для вождения музыку: ее страсть и темп заменяют водителям данные на спидометре и заставляют их самозабвенно вжимать педаль в пол. Потеря контроля«Терять себя в музыке», «быть без ума от музыки» и другие исполненные романтизма выражения вполне обоснованы с точки зрения нейрологии. В процессе активного восприятия, в частности, поглощения музыкой, префронтальная кора головного мозга, обычно отвечающая за самоанализ, отключается, и центром обработки поступающей информации на время нашего провала в мир звуков становится сенсорная зона. В таких условиях мы теряем связь с собой и в особо интенсивные моменты даже можем достигнуть состояния, близкого к просветлению. Массы выбирают попСвою лепту в выработку зависимости нашего восприятия времени от музыки внесла звукоиндустрия. Первым звуконосителем в мире стал покрытый воском валик, изобретенный Томасом Эдисоном. На него не помещалось больше четырех минут записи, что постановило хронометраж стандартной поп-песни, в большинстве случаев соблюдаемый по сей день. Классическая музыка с ее отнюдь не короткими опусами потерпела крах – сознание массового потребителя подсело на те самые четыре минуты, и удерживать его внимание более длительное время перестало представляться возможным. Томительность ожиданияМы можем не задумываться, но ложная оценка времени – дело вполне привычное. Мозг способен обрабатывать промежутки времени двумя способами – беря за основу продолжительный стимул (созерцание чего-либо или вслушивание в звук) или оценивая разницу между двумя краткими стимулами. Поэтому время может сжиматься («лететь»), а может растягиваться («стоять на месте») – все зависит от нашего отношения к происходящему. К примеру, приближающийся к вам издалека человек может идти целую вечность, но вас совершенно не заботит, сколько прошло минут, если тот же человек будет стоять спокойно где-то вдалеке. Приближающиеся или удаляющиеся объекты усиливают работу в передней островковой доле и поясной коре – областях мозга, важных для корректной работы субъективного восприятия. Музыка как движениеНаправленность мелодии тоже вносит поправки в восприятие времени и пространства. Если у музыки целеустремленный характер, она выражает чувство перемещения в виде звуковой ткани, и ощущение, что что-то надвигается или отступает, может быть смоделировано искусственным путем, вне зависимости от того, идете ли вы куда-то, и если да, то куда. Субъективность восприятия времени может заставлять переживать наслаждение музыкой, не обрывая канала с реальностью, а может отделять разум от тела и ввергать вас в трансцендентное состояние. Так велит музаА что сами композиторы скажут в ответ на вопрос, какими способами можно мухлевать со временем? В музыкальной терминологии достаточно много определений, описывающих скорость, с которой надлежит играть ту или иную часть произведения (это прописывается в партитурах). Но композиторы – служители искусства, а не математики, поэтому часто настаивают на чувственном, а не рациональном отношении исполнителей с музыкой. Если термины Adagietto (медленно) или Lentissimo (очень медленно) еще можно истолковать более-менее однозначно, то в случае с Allegro ma troppo (быстро, но не слишком). Или Allegro appassionato, Bravura и Agitato, которые призывают передавать скорость через эмоции, или Tempo semplice, когда музыканту приходится предугадывать композиторскую волю. И только приход метронома в 1815 году сделал работу композиторов более детерминированной с точки зрения времени. | |
Просмотров: 118 | | |

Понравилась статья? Поставьте оценку, выскажите свое мнение
Еще статьи, которые вас заинтересуют