Главная » 2021 » Декабрь » 15 » Астрономы: что произвела космическая «Корова»
Астрономы: что произвела космическая «Корова»

Космическая «Корова» произвела нейтронную звезду или черную дыру

Астрономы выяснили природу загадочной мегавспышки Cow: скорее всего, мы наблюдали рождение сверхкомпактного объекта — нейтронной звезды или даже черной дыры.

В 2018 году десятки телескопов зарегистрировали внезапную вспышку, которая была видна, невзирая на расстояние в 200 миллионов световых лет. Вспыхнувший в 200 миллионах световых лет от нас объект AT2018cow мог бы быть сверхновой, но оказался намного ярче даже этих взрывов и пока остается загадкой для ученых. Так могла бы выглядеть сверхъяркая сверхновая, однако процесс развивался быстрее, чем следовало, был куда масштабнее обычной сверхновой, а в спектре отсутствовали характерные для них линии. С тех пор природа вспышки AT2018cow — или просто Cow (в переводе с английского — «корова») — оставалась загадкой.

Это крупная, быстро расширяющаяся астрономическая вспышка (на момент открытия m=14.739), расположение которой совпадает с галактикой CGCG 137-068 в созвездии Геркулеса. Обнаружена в 10:35:02 UTC телескопами системы ATLAS_1 в обсерватории Халеакала на Гавайях. По словам астронома Кейт Магуайр из Университета Квинс в Белфасте, по яркости и быстроте эта вспышка крайне необычна.

После долгих дискуссий и расчетов на «финишной прямой» оказались две гипотезы о природе Cow. Согласно первой, сверхмощная вспышка могла возникнуть в момент гибели звезды, белого карлика, разорванного при сближении с черной дырой. Второй вариант — вспышка сверхновой, оставившей после себя ультракомпактный объект, нейтронную звезду или даже черную дыру. Именно вторую версию поддерживают авторы новой статьи — астрономы из Массачусетского технологического института, — опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Чтобы определить происхождение Cow, Дирадж Пашам (Dheeraj Pasham) и его коллеги изучили приходящее от источника рентгеновское излучение. В нем они заметили сигнал — слабую «рябь», которая возникала с частотой 224 герц на протяжении более чем 60 дней. Такие колебания может создавать быстровращающийся сверхкомпактный объект размерами не более 1000 километров и массой до 850 масс Солнца — то есть черная дыра или невероятно плотная нейтронная звезда.

Подобный процесс можно назвать «классическим», он описан во множестве деталей, однако Cow может оказаться первым случаем, когда нам действительно удалось наблюдать, как происходит рождение черных дыр и нейтронных звезд при взрывах сверхновых. «Думаю, Cow — это только начало, — сказал Дирадж Пашам. — Больше подобных наблюдений помогут узнать, как происходят эти экстремальные взрывы».

Стоит добавить, что название «коровы» Cow стало результатом случайного совпадения серии из трех букв, описывавших наблюдение вспышки. Однако с тех пор таких событий — «быстрых синих оптических переменных источников» — зафиксировано еще несколько штук, и следом за «коровой» они получают названия в честь животных: например, Koala (ZTF18abvkwla) и Camel (AT2020xnd). Возможно, их наблюдения позволят проверить выводы, сделанные на примере Cow, и лучше понять, как рождаются черные дыры и нейтронные звезды.

Просмотров: 156 | Добавил: Tatika | Теги: новости, вспышка, черная дыра, cow, Корова | Рейтинг: 1.0/1