Главная » 2021 » Март » 9 » Открыт самый далекий радио-громкий квазар
Открыт самый далекий радио-громкий квазар

Открыт самый далекий радио-громкий квазар, выбрасывающий мощные радио-джеты

Используя Очень Большой телескоп (VLT) Европейской Южной обсерватории (ESO) и другие наземные инструменты, астрономы открыли и подробно изучили самый далекий из всех известных на сегодня источников радиоизлучения – квазар, из которого выбрасываются мощные излучающие в радиодиапазоне джеты.

Объект находится от нас настолько далеко, что свет от него путешествовал к Земле 13 миллиардов лет. Об удивительной находке сообщается в журнале The Astrophysical Journal.

Квазары представляют собой объекты очень высокой светимости, расположенные в центрах некоторых галактик. Механизм их излучения связан с находящимися в них сверхмассивными черными дырами. При взаимодействии гравитационного монстра с окружающим его газом выделяется огромная энергия, что и позволяет астрономам регистрировать квазары, несмотря на огромные расстояния до них.

Открытый объект, получивший обозначение P172+18, находится очень далеко от нас: мы видим его таким, каким он был, когда возраст Вселенной составлял всего примерно 780 миллионов лет. Хотя ранее астрономам удавалось обнаружить и более далекие квазары, P172+18 стал первым на таком огромном от Земли расстоянии, у которого удалось зарегистрировать явные свидетельства существования радио-джетов.

«Энергию излучения P172+18 дает черная дыра с массой около 300 миллионов солнечных, «пожирающая» газ в огромных количествах. Она очень быстро поглощает вещество, увеличивая свою массу со скоростью, присущей лишь очень малому количеству таких объектов во Вселенной», – объясняет Кьяра Маззуччелли из ESO, возглавлявшая исследование.

Астрономы считают, что между быстрым ростом сверхмассивной черной дыры и присутствием мощных радио-джетов, замеченных у таких квазаров, как P172+18, есть связь. По-видимому, джеты способны возбуждать газ вокруг гравитационных монстров, тем самым увеличивая скорость падения на них вещества. Таким образом, изучение радио-громких квазаров может рассказать о том, как именно черные дыры в ранней Вселенной смогли так быстро после Большого взрыва успеть дорасти до сверхмассивных масштабов.

«Это великолепно – открыть ранее неизвестную черную дыру, найдя еще один «строительный блок», позволяющий понять устройство первичной Вселенной, из которой мы произошли, а значит, в конечном счете, и природу всего нашего мира. Эта находка внушает оптимизм и вселяет надежду, что установленный нами «рекорд расстояния» будет скоро побит», – заключили участники исследования.

Просмотров: 204 | Добавил: Tatika | Теги: квазар, Вселенная, энергия, джеты, новости | Рейтинг: 3.0/9